Древние Боги
|
||
Ее негативный характер
может не бросаться в глаза. Она может у человека вне экспериментальных условий
выглядеть как вполне спонтанное, а не негативное формирование желания,
намерения, планов, программ. Может показаться, что инструкции экспериментатора
просто осложняются прежним жизненным опытом испытуемого. Но все-таки, как и в
случае прямого недоверия к экспериментатору, сложнейшая внутренняя
второсигнальная активность индивида в конечном счете является, по-видимому,
ответом, отрицательной индукцией на какие-то, пусть следовые, второсигнальные
воздействия других людей, на слова и "инструкции" окружающей или
окружавшей в прошлом человеческой среды. Таким путем можно
расчленить экстероинструкцию и аутоинструкцию, иначе говоря, внушение и
самовнушение, еще точнее, суггестию и контрсуггестию. Первичным останется
внушение, которое наука и должна подвергнуть анализу, прежде чем перейти к
вторичному и производному – негативному ответу на внушение или его отклонению или,
напротив, его возведению в степень. Это очень важный шаг –
выделить в речевом общении, второй сигнальной системе, как ядро, функцию
внушения, суггестии. Тем самым ядро находится не внутри индивида, а в сфере
взаимодействий между индивидами. Внутри индивида находится лишь часть, половина
этого механизма. Принимающим аппаратом внушения являются как раз лобные доли
коры. Очевидно, можно даже сказать, что лобные доли есть орган внушаемости. Мы
уже отмечали, что, согласно А. Р. Лурия, массивные поражения лобных долей
приводят к невозможности для больных подчинять свое поведение словесным
инструкциям экспериментатора, хотя, собственно, речевая деятельность этих
больных и не проявляет признаков разрушения. Подчеркнем это выражение:
подчинять свое поведение словам другого. Внушение и есть явление принудительной
силы слова. Слова, произносимые одним, неотвратимым, "роковым"
образом предопределяют поведение другого, если только не наталкиваются на
отрицательную индукцию, контрсуггестию, обычно ищущую опору в словах третьих
лиц или оформляющуюся по такой модели. В чистом виде суггестия есть речь минус
контрсуггестия. Последняя на практике подчас выражена с полной силой, но подчас
в пониженной степени – в обратной зависимости от степени авторитета лица,
являющегося источником суггестии. Понятно, что у
современных (а не доисторических) людей во взрослом возрасте чистая суггестия,
т.е. полная некритическая внушаемость, наблюдается только в патологии или в
условиях гипнотического сна, отключающего (впрочем, не абсолютно) всякую
"третью силу", т.е. сопоставление внушаемого с массой других прошлых
второсигнальных воздействий. Это равносильно отсутствию недоверия к источнику
слов, следовательно, открытому шлюзу для доверия. Доверие (вера) и суггестия –
синонимы. У детей внушаемость выражена сильно, достигая максимума примерно к 9
годам. В патологии она сильна у дебилов, микроцефалов, но в подавляющем
большинстве других психических аномалий она, напротив, понижена, недоразвита
или подавляется гипертрофированной отрицательной индукцией. |
||