Древние Боги
|
||
Итак, на дне
"прагматики" обнаруживается исходное явление – прямая инфлюация
посредством внушения, Недаром его относят к "психологическим
загадкам". В самом деле это элементарное явление второй сигнальной системы
глубоко отлично от того, что в физиологии условных рефлексов связано с так
называемым подкреплением: простой акт внушения отличается тем, что здесь как
раз нет ни положительного подкрепления (удовлетворения какой-либо биологической
потребности, например получения пищи), ни отрицательного (например, болевого).
Тем самым это – влияние совершенно не контактное, не связанное ни в каком звене
с актом соприкосновения через какого бы то ни было материального посредника,
кроме самих материальных знаков речи. Оно носит чисто дистантный характер и
опосредствовано только знаками – теми самыми знаками, которые, как мы уже
видели в начале этой главы, отличают человека от всех животных. Слово
"дистантность", пожалуй, требует одной оговорки. Вот перед нами
слепоглухонемые дети. Как учат их первой фазе человеческого общения, как
осуществляют начальную инфлюацию? Берут за руку и насильно, принудительно
заставляют держать ложку в пальцах, поднимают руку с ложкой до рта, подносят к
губам, вкладывают ложку в рот. Примерно то же – со множеством других
прививаемых навыков. В данном случае это – не дистантно, а контактно, ибо все
пути дистантной рецепции у этого ребенка нарушены. Но тем очевиднее, несмотря
на такое отклонение, прослеживается суть дела. Она состоит в том, что сначала
приходится в этом случае некоторым насилием подавлять уже наличные и привычные
действия слепоглухонемого ребенка с попадающими в его руки предметами, как и
сами движения рук и тела. Начало человеческой инфлюации – подавление, торможение
собственных действий организма, причем в данном случае дети поначалу оказывают
явное сопротивление этому принуждению, некоторую еще чисто физиологическую
инерцию, и сопротивление ослабевает лишь на протяжении некоторого этапа
указанного воспитания. Таким образом, первая стадия – это отмена прежней
моторики. Вторая стадия, закрепляющаяся по мере затухания сопротивления, – это
замена отмененных движений новыми, предписанными воспитателем, подчас долгое
время корректируемыми и уточняемыми. И вот что интересно: если прервать
формирование нового навыка, потом будут очень затруднительны повторные попытки
обучить ребенка этому нужному навыку, так как после того, как взрослый однажды
отступил, сопротивление ребенка возрастает. Но, напротив, когда навык вполне
сформировался, упрочился и усовершенствовался, ребенок уже начинает активно
протестовать против помощи взрослого. На этом весьма
специфическом примере мы все же можем увидеть намеки и на то, что общо для
всякой межчеловеческой инфлюации – обычно речевой. Первый и коренной акт
-торможение. Пусть в данном случае оно носит характер механического связывания,
физического пересиливания собственных двигательных импульсов ребенка, но
суть-то обща: последние так или иначе отменяются. Эта фаза отмены, пусть через более
сложную трансмиссию, имеет универсальный характер, обнаруживаясь на самом дне
человеческих систем коммуникации. Назовем ее интердикцией, запретом. Лишь
второй фазой инфлюации человека на человека является собственно прескрипция:
делай то-то, так-то. Это – внушение, суггестия. Сопротивление в первой и второй
фазе имеет существенно разную природу, что опять-таки можно разглядеть и на
примере этих дефективных детей. А именно в первой фазе противится сама сырая
материя: торможение означает, что есть что тормозить, эта первичная субстанция
инертна, она, так сказать, топорщится и упирается. Совсем иное дело, когда та
же субстанция возрождается в новой роли как противовес новому навыку
(недостаточно закрепленному). Она – негативизм, она – оппозиция, контрсуггестия.
|
||