Древние Боги
|
||
Итак, мы можем обобщить:
второсигнальное взаимодействие людей складывается из двух главных уровней –
инфлюативного и информативного, причем первый в свою очередь делится на
первичную фазу – интердиктивную и вторичную – суггестивную. Эту последнюю фазу
можно познавать главным образом посредством изучения "тени",
неразлучного спутника суггестии – контрсуггестии. Как в общей
нейрофизиологии возбуждение и торможение представляют собой неразлучную
противоборствующую пару, так в специальной нейрофизиологии человеческой
коммуникации, т. е. в отношениях между центральными нервными системами двух (и
более) людей, такую антагонистическую пару процессов представляют суггестия и
контрсуггестия. Во всяком случае первая индуцирует вторую. Здесь не место излагать
сколько-нибудь систематично современные знания и представления о
контрсуггестии. Достаточно сказать, что она красной нитью проходит через
формирование личности, мышления и воли человека как в историческом прогрессе,
так и в формировании каждой индивидуальности. К числу самых тонких и сложных
проблем теории контрсуггестии принадлежит тот механизм, который мы привыкли
обозначать негативным словом "непонимание". Вместо него следовало бы
подыскать позитивный термин. Непонимание – это не вакуум, не дефект единственно
нормального акта, а некий другой акт. Чтобы избежать неодолимого действия
суггестии, может быть выработано и необходимо вырабатывается это оружие. В
таком случае знаки либо отбрасываются посредством эхолалии, что пресекает им
путь дальше к переводу и усвоению их значения, а следовательно, и к какому-либо
иному поведению, кроме самого этого полностью асемантического, т.е. не несущего
ни малейшей смысловой нагрузки моторного акта повторения услышанных слов, либо,
воспринятые сенсорным аппаратом, пусть и на фонологическом (фонематическом)
уровне, знаки затем подвергаются "коверканью" – раздроблению,
расчленению, перестановке фонем, замене противоположными, что невропатологи
хорошо знают в виде явлений литеральных и вербальных парафазий и что в норме
совершается беззвучно, но способно блокировать понимание слышимых слов. В
последнем случае автоматическое послушание команде или возникновение требуемых
представлений хоть на время задерживается, вызывает необходимость переспросить,
а следовательно, успеть более комплексно осмыслить инфлюацию. Таков самый
простой механизм "непонимания", но их существует несколько на
восходящих уровнях: номинативно-семантическом, синтаксическо-контекстуальном,
логическом. Но феномен
"непонятности" может исходить не от принимающей стороны, а от
стороны, направляющей знаки: если инфлюация, в частности суггестия, должна быть
селективной, т.е. если она адресована не всем слышащим (или читающим), она
оформляется так, чтобы быть непонятной для всех остальных; отсюда тайные
жаргоны и условные знаки, шире -социальные или этнические размежевания
диалектов и языков. История человеческого
общества насыщена множеством средств пресечения всех и всяческих проявлений
контрсуггестии. Всю их совокупность я обнимаю выражением контрконтрсуггестия.
Сюда принадлежат и физическое насилие, сбивающее эту психологическую броню,
которой защищает себя индивид, и вера в земные и неземные авторитеты, и, с
другой стороны, принуждение послушаться посредством неопровержимых фактов и
логичных доказательств. Собственно, только последнее, т.е. убеждение, и
является единственным вполне неодолимым средством контрконтрсуггестии. Весь
этот мир проблем сейчас нам интересен только как перечень косвенных путей,
способных лучше и всесторонне вести науку к познанию природы суггестии. |
||