Древние Боги
|
||
Речевую материю
суггестии можно описать и проще. Все в речевом общении сводится к а) повелению
и б) подчинению или возражению. Речевое обращение Петра к Павлу, если и не
является просто приказом, а сообщает информацию, все же является повелением:
принять информацию. Вопрос является повелением ответить и т.д. Едва начав
говорить, Петр императивно понуждает Павла. Мы в этом убеждаемся, рассмотрев
альтернативу, стоящую перед Павлом. Он либо поддается побуждений (выполняет
указанное действие, некритически принимает информацию, дает правильный ответ и
т. д.), либо находит средства отказа. А именно Павел внешне или внутренне
"возражает". Разговор – это по большей части цепь взаимных
возражений, не обязательно полных, чаще касающихся той или иной детали
высказываний. На вопрос Павел может ответить молчанием или неправдой.
Возражением является и задержка реакции, обдумывание слов Петра: внутренне
"переводя" их На другие знаки (а это есть механизм понимания), Павел
на том или ином. уровне не находит эквивалента и реагирует
"непониманием"; в том числе он уже сам может задать вопрос.
Психическое поле возражений (контрсуггестии) огромно, Кажется, они не могут
распространиться только на строгие формально-математические высказывания. Настоящая глава должна
лишь подвести к порогу научного исследования, которое, собственно говоря,
только отсюда и начинается. Она имела целью поставить проблему. Мы приняли как
отличительную черту человека – речь. Для раскрытия этого представления мы
показали, что свойства человеческих речевых знаков (начиная с признака их
взаимозаменимости, или эквивалентности, и признака незаменимости и
несовместимости других) не только чужды общению и реакциям животных, но
противоположны им; что речевые знаки, дабы отвечать условию свободной обмениваемости,
должны отвечать также условию полной непричастности к материальной природе
обозначаемых явлений (немотивированности) и в этом смысле принципиально
противоположны им; что, согласно ясно проступающим тенденциям психологической
науки, речевая деятельность (в широком понимании) определяет в конечном счете
все свойства и процессы человеческой психики и поэтому делает возможным
построение целостной, гомогенной, монистической психологии как науки; что сама
основополагающая речевая функция осуществляется только при наличии тех областей
и зон коры головного мозга, в том числе лобных долей в их полной современной
структуре, которые анатом находит исключительно у Homo sapiens и не находит у
его ближайших ископаемых предков. Наконец, в речевой функции человека вычленена
самая глубокая и по отношению к другим сторонам элементарная основа – прямое
влияние на действия адресата (реципиента) речи в форме внушения, или суггестии.
Если мы не хотим
Декартова дуализма, а ищем материалистический детерминизм, мы должны во что бы
то ни стало открыть механизм этого кажущегося необъяснимым акта. От успеха или
неуспеха зависит теперь судьба всей задачи. Пододвинемся к ней еще
чуть ближе. Интересующее нас загадочное явление суггестии, взятое в его самом
отвлеченном, самом очищенном виде, согласно данному только что описанию, не
может быть побуждением к чему-либо, чего прямо или косвенно требует от
организма первая сигнальная система. Суггестия добивается от индивида действия,
которого не требует от него совокупность его интеро-рецепторов,
экстеро-рецепторов и проприо-рецепторов. Суггестия должна отменить стимулы,
исходящие от них всех, чтобы расчистить себе дорогу. Следовательно, суггестия
есть побуждение к реакции, противоречащей, противоположной рефлекторному
поведению отдельного организма. Ведь нелепо "внушать" что-либо, что
организм и без этого стремится выполнить по велению внешних и внутренних
раздражителей, по необходимому механизму своей индивидуальной нервной
деятельности. Незачем внушать то, что все равно и без этого произойдет. Можно
внушать лишь противоборствующее с импульсами первой сигнальной системы. А в то
же время это противоборствующее начало, это "наоборот" должно
потенциально корениться все-таки в собственных недрах первой сигнальной
системы, иначе это оказалось бы чем-то внефизиологическим, духовным. |
||