Древние Боги
|
||
Каково у животных
соотношение между механизмом подражания и врожденными формами деятельности
(инстинктами)? Представляется несомненным, что подражание не может вызвать у
них действий, которые не отвечали бы их собственной биологической
подготовленности и предрасположенности. Базой для подражательного рефлекса
является наследственная готовность организма для данного действия. Справедливо пишет В. С.
Мухина: "Мы считаем, что любое животное может подражать лишь тому, что
отвечает его природе". Л. Г. Воронин утверждает, что у обезьян ряд
врожденных рефлексов вскоре после рождения проявляется именно в силу подражания
взрослым, т.е. имитирование ранее еще никогда не производившегося действия как
бы "открывает" врожденный рефлекс (который без этого, может быть, и
не реализовался, не актуализировался бы, как неизвестно, скажем, стал бы
человек ходить, если бы ему в детстве этого не показывали и не учили бы его
ходить). Можно наметить следующие
сферы биологического общения, где преимущественно проявляется имитативность
(подражательный рефлекс). 1. Научение молоди. Сюда принадлежит приобретение
последней навыков брать в рот подходящие для еды предметы, производить пищедобывательные
и пищеразделительные действия. По словам Н. А. Тих, "маленький детеныш
(обезьяны) хватает те же предметы, которые поедает на его глазах мать; это
подражание облегчает ему на первых порах нахождение пищи". Не только
обезьяньи детеныши утилизируют таким образом подражание: волчица
"натаскивает" волчат догонять и загрызать зайцев и домашних животных,
куры "обучают" цыплят клевать зерна и выискивать червей и т.д. Однако
научение молоди посредством подражания охватывает не только различение и
добывание пищи. Сюда принадлежит и обучение локомоции, например летанию,
прыганью, замиранию, а также преодолению препятствий. Точно так же молодь
следует примеру взрослых в различении и избегании вредных агентов. 2. Игровая
деятельность. Здесь огромна доза подражания друг другу, причем как раз особям
своего возраста и размера. Д. Шаллер определял игровую деятельность детенышей
гориллы: "Делай, как я". 3. Стадное, или стайное, поведение. Оно
изучено зоологами наиболее углубленно, и фактор имитации (имитационный рефлекс)
учтен как базовый механизм. Особенно много сделано А. Д. Слонимом с
сотрудниками. 4. Подражание не внутристадное, но внутрипопуляционное. Примером
может служить изменение и распространение напевов у нестадных птиц. 5. Лишь
ограниченный интерес представляют наблюдаемые факты межвидового подражания. По
отношению к большинству животных другого вида оно полностью отсутствует, но в
неволе отмечено между разными видами обезьян. Однако специальный интерес, в том
числе для темы настоящей книги, представляет имитационное поведение,
наблюдающееся у некоторых видов животных (обезьяны, собаки и др.) по отношению
к человеку, – частный случай межвидового подражания. Если приравнять малую
группу особей или семью к микропопуляции, то можно сказать, что в общем
имитация поведения себе подобных является важным регулятором поведения вообще в
масштабах популяции. В масштабах вида биолог имеет дело преимущественно с
безусловными рефлексами – с наследственными инстинктами и формами поведения; в
масштабах жизни индивида – с индивидуально приобретенными условнорефлекторными
связями, бесконечно варьирующими стимулы и протекание врожденных действий;
масштабы же популяции можно считать средним звеном между тем и другим, и
здесь-то царят имитационно-рефлекторные регуляторы. Согласно широкому обобщению
В. Я. Кряжева, "не только онтогенез, но и филогенез нельзя рассматривать
ограниченно только в плоскости индивидуального развития организма; сложность и
совершенствование функций организмов всех видов животных есть также результат
взаимодействия организмов, и поэтому рефлексы общения являются в высокой
степени прогрессивным фактором эволюции и всех прогрессивных форм
адаптации". |
||