Древние Боги
|
||
Этот механизм подражания
сам по себе так же слеп, как и всякий рефлекторный механизм, если его не
отлаживает естественный отбор, приспособление к данным условиям. Об этой
слепоте подражательности ярко свидетельствуют явления своеобразных
внутрипопуляционных пандемий подражания -лавинообразной его диффузии. Тогда мы
наблюдаем биологически иррациональные миграции. Настоящая зараза имитационной
природы поднимает с мест и увлекает огромные массы внестадных грызунов –
леммингов, крыс, белок, иногда копытных, иногда птиц, иногда насекомых.
Писатель Ю. О. Домбровский отлично описал, как однажды из Алма-Аты улетели все
голуби: сгустились со всего города в одном месте, поднялись тучей и улетели все
вместе неизвестно куда, теряя мертвыми в пути обессилевшую часть поголовья,
вероятно, и всей массой погибнув в конце концов где-нибудь в горах или в
пустыне. Существует ценное экспериментальное исследование М. Ахматели о
подражательном рефлексе у голубей. Во всех перечисленных массовых миграциях,
как оказалось, в основе не лежит поиск лучших условий, – как правило, вся
несчетная масса этих животных гибнет в пути от бескормицы или тонет в воде.
Вполне обычна даже гибель в воде стай саранчи, хотя этот вид и превратил
массовые перемещения на базе имитационного поведения в выгодное биологическое
приспособление. Общий вывод из данных такого рода о гибельных скоплениях и
перемещениях, по-видимому, может быть только один: взаимное притяжение и
концентрация особей одного вида свыше некоей критической величины и вне
стадно-семейных предохранительных ограничений уже делает имитацию силой
абсолютно неодолимой и самовозрастающей; имитация становится доминирующим
фактором поведения, подавляя и жизненные видовые инстинкты, и индивидуальный
опыт, – она становится как бы самодовлеющей стихией. Но обычно природа не
допускает до этого. В ее распоряжении по крайней мере три средства предупредить
такую опасность. Во-первых, пространственное разобщение особей, т.е. дисперсия
вида, ограничивающая контакты крайним биологическим минимумом. Во-вторых,
разобщение этологическое: сохраняя общую морфологию вида, отдельные популяции в
той или иной мере дивергируют (расходятся) по образу жизни, по комплексу
особенностей поведений, что блокирует скрещивание и затрудняет вообще контакты.
К примеру, вороны в разных частях США "не понимают" друг друга:
"Вороны, живущие в штате Коннектикут, не могут общаться с воронами Калифорнии".
В-третьих, сама стадность (как и семейность) есть средство локализации действия
силы имитативности: стада разобщены, в интервалах (вакуумах) между ними
подражательная деятельность почти не может проявиться. Внутри стада (стаи)
реакции подражания не только ограничены данным кругом особей, составляющих
стадо, но и преобразованы в специфические реакции стадного поведения, в свою
очередь тесно связанные с общим обменом веществ в каждом организме (по
Слониму). Прямая имитация (в виде механического следования одних особей за
другими) выражена в более интенсивной степени у видов животных, у которых в
стадах и стаях отсутствует вожак, например у овец, у голубей. Такими средствами
стадные животные предохранены от повальной имитации, гибнут же от нее как раз
животные нестадные или со слабо развитыми стадными реакциями. |
||