Древние Боги
|
||
Надо сказать и о другом
возможном подступе к проблеме начала человеческой истории. История есть
непрерывное изменение, в том числе, если брать большие масштабы, изменение,
имеющее направление, вектор, – это называют прогрессом. Следовательно, попытки
определить начало человеческой истории могут быть двоякого характера. Либо в
центр внимания берется константный признак, навсегда отличающий человека от
животного, либо возникновение свойства изменяться, иметь историю, причем
прогрессирующую историю. Это и будет внутренним определением. Это свойство в
свою очередь тоже может рассматриваться как differentia specifica человека,
следовательно, в логическом смысле как константа. Тогда началом истории во
внутреннем смысле мы будем считать момент, с которого человеческая история
стала двигаться быстрее истории окружающей природной среды (как и быстрее
телесных изменений в самих людях). Итак, понятие
"начало истории" в значительной степени зависит от того, сделаем ли
мы акцент на неизменном в истории или на изменчивости, т.е. на историчности
истории. Хотя несомненно, что обе стороны не чужды друг другу и на высшем
уровне анализа составят единство, но во втором случае исторический прогресс
выступает как продукт неумолимой необходимости избавиться от чего-то, что знаменовало
начало истории. Заметим, что второй
вариант заставляет думать также о проблеме конечности и бесконечности процесса.
Эта проблема теоретически абсолютно чужда вопросу о существовании или
исчезновении людей, будь то на планете Земля, будь то за ее пределами. В плане
методологии истории речь может идти только о конечности тех или иных явлений,
преодоление которых составляло исторический прогресс. Если прогресс
предполагает последовательное устранение и пересиливание чего-то
противоположного, то прогресс должен быть одновременно и регрессом этого
обратного начала. Историческое развитие, понимаемое как превращение
противоположностей, допускает мысль, что исходное начало действительно
превратилось в противоположное. В этом смысле оно исчерпано, окончено, "вывернуто",
по выражению Фейербаха. Ближайшая задача состоит
в критике привычной обратной модели: начало истории – как синоним не того, что
будет затем отрицать история в своем развитии, а того, что составит ее
положительный генерализованный отличительный признак. Для всякой системы
субъективного идеализма нет испытания более тяжкого, чем наука о том, что было
до появления субъекта, т.е. о природе, существовавшей до человека и в
особенности накануне человека. Если вся дочеловеческая история природы – конструкция
разума, то в какой момент и как к этой конструкции разума подключается история
конструирующего разума? Следовательно, наука о начале человеческой истории
находится в самом гносеологическом пекле. Вся силища материализма проявляется
здесь воочию. Было бытие до духа! По соответственно и вся изощренность
сопротивления материализму, вся многоопытная поповщина, запрятанная под покровы
точной науки, помноженная на всю бесхитростность и самоочевидность воззрений
обыденного сознания, спрессованы в теориях и исследованиях о начале человека.
Не случайно в развитии западной палеоантропологии и палеоархеологии заметное
место принадлежало и принадлежит специалистам, имеющим по совместительству и
духовный сан. |
||