Не только идеалисты, но
и многие материалисты заняты поисками признака, который отличает человека от
животных "с самого начала" и по наши дни. Подразумевается, что такой
единый признак должен быть. Подразумевается также, что задача науки состоит в
том, чтобы определить эту главную отличительную особенность людей. На
происходившем в 1 9 64 г.
в Москве VII Международном конгрессе по антропологии и этнографии был даже
организован симпозиум "Грань между человеком и животным". Было
намечено немало частных граней, но общая задача симпозиума осталась нерешенной.
Некогда искали эту
differentia specifica в анатомии. Рассмотрим одну из попыток, сделанную в том
же 1964 г.,
хотя и вне названного конгресса. Видный французский археолог и антрополог
профессор Сорбонны А. Леруа-Гуран выступил с двухтомным трудом для обоснования
на новейших данных синтетической концепции происхождения человека. Вот его
вывод. После ста с лишним лет накопления знаний и смены ошибочных гипотез все,
наконец, становится на свои места. Решающее, исходное отличие человека от
обезьяны и от других млекопитающих – вертикальное положение тела, т.е. двуногое
прямохождение. Это (но и только это) можно объяснить логикой всей
предшествовавшей морфологической эволюции позвоночных, начиная от рыб. А именно
их развитию сопутствует нарастание проблемы соотношения позвоночного столба,
морды и передних конечностей. Переход к вертикальному положению разом повлек
укорочение морды (отразившееся и в зубной системе) и освобождение рук при
локомоции. Отсюда проистекли три тесно взаимосвязанных следствия: вертикальное положение
вызвало нервно-физиологические трансформации; морда освободилась от части
функций (нападение, оборона, пищевое обшаривание) и смогла обрести функцию
речи; освободившаяся от функции локомоции рука обрела техническую активность и
стала прибегать к искусственным органам – орудиям – в возмещение исчезнувших
клыков. Что касается разрастания объема головного мозга, то это, по
Леруа-Гурану, не первостепенное явление (иначе он не мог бы зачислить
австралопитеков с их обезьяньим мозгом в число людей), а вторичное производное
от вертикального положения. Однако развитие мозга играет решающую роль в
развитии общества: вместе с прогрессом орудий и речи анатомическое тело
человека у Homo sapiens находит продолжение в социальном теле, набор
биологических инстинктов заменяется коллективной памятью, видовые и расовые
сечения перекрываются этническими как формой организации коллективной памяти.
Казалось бы, в этой
схеме Леруа-Гуран достиг некоторого естественнонаучного монизма. Все выводится
из основного отличия человека – вертикального положения которое само выводится
из чисто биологических предпосылок, заложенных в эволюции позвоночных. Но как
ни жаль, концепция эта построена на логической ошибке, а потому неминуемо в
конце концов опровергается и палеонтологическими фактами. Ее логическая
неправильность состоит в отождествлении возможного и необходимого.