Древние Боги
|
||
Единственное
предположение, которое остается и которое правдоподобно: палеоантропы могли
изготовлять изделия из камня и позднеашельского типа, и разных уровней
мустьерского типа, и начальных уровней верхнего палеолита, но подселение к
автохтонным популяциям требовало от пришельцев этологической ассимиляции,
вернее, либо пришельцы перенимали местный набор приемов, либо автохтоны
перенимали вновь принесенный. Возможно, бывало слияние, образование смешанных
наборов, но подчас практически и невозможна "бикультурность" в этой
технологии, т.е. из двух взаимоисключающих приемов мог быть автоматизирован
либо один, либо другой. В этих ситуациях чуть большая статистическая
вероятность победы была на стороне не более легких, а более трудных приемов.
Это кажется странным, по придется допустить, что более сложные приемы
изготовления и соответствующие типы изделий обладали хоть немного большей
имитатогенностью, чем более простые (вспомним "причудливую" природу
многих неадекватных рефлексов и вероятность их повышенной имитатогенности). В
таком случае получает объяснение и постоянно подчеркиваемый археологами
(несомненно, с основанием) медленный прогресс техники обработки камня, ее
усложнение и "совершенствование". Подчас тут действует прямая
целесообразность (неуклонное возрастание коэффициента полученного режущего края
по отношению к объему использованного камня), но невозможно под ней вскрыть
действия ни естественного отбора, ни сознательного расчета. Ведь речь идет о
слишком больших величинах во времени, в числе особей и поколений, чтобы тут
могли найти соизмерение какие-нибудь "изобретатели",
"мудрецы", "законодатели". Таким образом, связь
палеоантропов преимущественно с мустьерской техникой, а неоантропов –
преимущественно с верхнепалеолитической истинна только при рассмотрении вопроса
в очень большом масштабе. Нет прямой и жестко необходимой корреляции между
антропологическим рядом и археологическим. Неоантропы могли употреблять
мустьерские приемы обработки камня, палеоантропы – и верхнепалеолитические, и
нижнепалеолитические, хотя преимущественно им свойственны мустьерские. Между
морфологией и поведением здесь нет жесткой связи. Действовал биологический
механизм тасующихся общностей, имитации и автоматизма. Что до выбора той или
иной техники, то первые признаки выбора обнаруживаются только в упомянутом
расчленении верхнепалеолитического глобального ареала на две громадные части
(затем одной из них – снова на две), причем выбор состоял не в предпочтении
одной культуры, а в отклонении и избегании другой, следовательно, в появлении
того, что в социальной психологии мы называем оппозицией "они и мы".
Но это уже будет относиться к начавшейся человеческой истории. Мы же пока
погружены в мир троглодитид, лежащий до порога человеческой истории. На любой стадии
филогении троглодитид, идет ли речь о родах австралопитеков, мегантропов,
питекантропов (археоантропов) или троглодитов (палеоантропов, неандертальцев),
мы представляем себе каждый вид на всем его ареале как взаимосвязанный широкими
миграциями и тасовкой весьма изменчивых по величине групп (стад) и, с другой
стороны, как характеризующийся необычайно высокой имитативностью. Оба этих
представления, конечно, требуют новой и новой критической проверки, новой и
новой аргументации. Но они являются, во-первых, экстраполяцией на троглодитид
того, что известно из наблюдений о соответствующих векторах эволюции обезьян,
во-вторых, хорошо согласуются с фактами палеолита и проясняют некоторые
назревшие загадки палеолитоведения. Поэтому они могут послужить базой для
дальнейшего исследования. |
||