Древние Боги
|
||
Если в некоторых
отношениях широкая имитативность внутри родов и видов семейства троглодитид
была биологически полезной, надлежит помнить и сказанное выше о биологической
опасности имитативности, когда она разливается за пределы отдельных стад, тем
более за пределы популяций. Та специфическая форма общения у троглодитид,
которая совпадает (в тенденции) со всем поголовьем вида или по меньшей мере
благоприятствует массовым сгущениям, несомненно таила в себе опасность в
особенно высокой степени. Эта форма общения была бы просто невозможна, если бы
противовесом ей не выступала интердикция. И обратно, интердикция не достигла бы
своих высших уровней, если бы не специфический биологический фон – предельно
развитая "гудолловская" система скапливающихся, распадающихся и
тасующихся сообществ. Эти два явления
невозможно мыслить иначе, чем как две неразрывные стороны одного целого. Мы
выше фиксировали внимание не на интердиктивности, а на имитативности, ибо
именно она отражена в единственных прямых фактах, сохранившихся для суждения о
жизнедеятельности и поведении различных видов троглодитид – на обработанных ими
камнях, которые археологи так умело откапывают, датируют, описывают,
классифицируют, даже контрольно изготовляют сами. Но имитативность, о которой так
много говорят эти ископаемые камни, входит в общий имитативно-интердиктивный
нейродинамический комплекс. В очерченных биологических условиях существования
этих видов данный комплекс с необходимостью был выражен и эволюционировал и в
плане интердиктивности, т, е. провоцируемой через имитацию инверсии тормозной
доминанты, как характернейшей черты высшей нервной деятельности троглодитид. Следует представить себе
раннюю, начальную форму интердиктивных реакций в среде троглодитид как
оборонительную, самозащитную функцию. Поздней и высшей формой явится
наступательная интердиктивная реакция. Первую из них легче
наложить на известные приматологам отношения в обезьяньих сообществах. Так,
например, многократно и детально описано явление "доминирования":
вожак стаи (стада) определенной угрожающей мимикой и позой, а то и звуками
командует: запрещает есть, пока сам не насытился, подзывает или отгоняет,
пресекает половую активность самцов и т.д. Иногда эти условные сигналы
подкрепляются применением силы, побоями, но редко, чаще же подчинение бывает
как бы врожденным и инстинктивным, в ответ на символическую угрозу наступает
действие повиновения, а то и символическая поза смирения
("подставление" – не только у самок, но и у самцов). Словом, механизм
внутригруппового общения у обезьян обеспечивает весьма определенные жизненные
преимущества вожаку, в том числе присвоение отбираемой пищи, отбираемых самок,
любопытных предметов, преимущество первоочередного обыскивания волосяного
покрова, возможности определять местопребывание и передвижение группы,
пресекать по своему импульсу игры молодняка, действия взрослых, направленные в
их собственных интересах. Поистине стадные механизмы в этом смысле для
большинства особей наглядно "обуздывают зоологический индивидуализм".
Все это – первосигнальные команды, т.е. подкрепляемые хотя бы отдаленной,
отсроченной, абортивной угрозой, ставшей условным сигналом для всех остальных
особей стаи (стада). Но вот на уровне троглодитид наступает час интердикции.
Механизм "доминирования", полезный в стае, становится вредным и
жизненно опасным в больших скоплениях; и его парирует интердикция. Какой-то
главарь, пытающийся дать команду, вдруг принужден прервать ее: члены стада
срывают этот акт тем, что в решающий момент дистантно вызывают у него, скажем,
почесывание в затылке, или зевание, или засыпание, или еще какую-либо реакцию,
которую в нем неодолимо провоцирует (как инверсию тормозной доминанты) закон
имитации. Если бы механизм "доминирования" можно было назвать
"монархией", то произошедший сдвиг был бы "ограничением
монархии" или ее "свержением", – но это только метафоры, речь
идет не о власти и не о вольности, а лишь о биологическом видоизменении
биологического механизма, ставшего при новых внутривидовых контактах
отрицательным фактором. |
||