Древние Боги
|
||
Итак, данное Марксом
расчленение и определение процесса труда таит в себе возможность двух разных
понятий. Оба они в определенных контекстах правомерны. Энгельс в своих работах
о древнейших моментах предыстории человека и о его дальнейшем развитии говорит
о труде в обоих значениях этого термина в зависимости от рассматриваемого
вопроса. С одной стороны, труд анализируется им как фактор превращения обезьяны
в человека; следовательно, труд выступает здесь как свойство, присущее
некоторой части "обезьян" (высших человекообразных приматов), иными
словами, не людям, и на протяжении сотен тысяч лет подготавливавшее их
преобразование в людей. В этом случае перед нами то понятие, которое возникает
при логическом акценте на третий из "простых моментов" труда,
перечисленных Марксом. Это понятие концентрировано вокруг применяемых средств
труда. "Труд начинается с изготовления орудий", – говорит Энгельс. Но
когда Энгельс в другом месте говорит о труде как признаке, отличающем человека
на протяжении всей его истории от животных, здесь за тем же термином стоит
другое понятие. Можно сказать, что в этом контексте труд начинается с появления
того, что, по Марксу, отличает самого плохого архитектора от самой лучшей пчелы
(или любого другого животного из числа создающих орудия), – с появления
"идеального", т.е. предвосхищаемого в голове и служащего планом
трудовых действий, будущего результата. Необходимо согласиться,
что слово "труд" берется в двух разных значениях, хотя и связанных
между собой наличием некоторого общего признака. Есть две формы труда, два
смысла слова "труд" – инстинктивный и сознательный труд. Диалектика
отношений того и другого, перехода одного в другое – очень серьезная задача. Но
прежде всего надо уметь их различать. В I томе
"Капитала", где Маркс дает изложение всей теории труда, он
противопоставляет труд в его развитой форме, изучаемой в "Капитале",
труду в его древнейших, первоначальных формах: "Мы не будем рассматривать
здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда. Состояние общества,
когда рабочий выступает на товарном рынке как продавец своей собственной
рабочей силы, и то его уходящее в глубь первобытных времен состояние, когда
человеческий труд еще не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы,
разделено огромным интервалом. Мы предполагаем (в "Капитале". – Б.П.) труд в такой
форме, в которой он составляет исключительное достояние человека". Дальше
следует знаменитое противопоставление пчелы и архитектора. В этом классическом
анализе труда речь идет по сути о том же, что и у Ленина. В. И. Ленин писал:
"В действительности "зоологический индивидуализм" обуздала не
идея бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна".
Понятие "инстинктивный" относится именно к "первобытному"
времени, понятие "животно-образный" аналогично ленинскому слову
"стадо". Труд в своей "примитивной, инстинктивной форме",
по точному смыслу слов Маркса, не составляет "исключительного достояния
человека", не дает еще принципиального отличия предков человека от
животного, поэтому он и назван "животнообразным". Этот инстинктивный,
первобытный, животнообразный труд в принципе еще столь же отличен от
сознательного, целенаправленного труда архитектора, как и труд пчелы. |
||