Древние Боги
|
||
Общим недостатком всей
этой серии сравнительно-психологических противопоставлений является прежде
всего неудовлетворительное знание зоологии. Я имею в виду действительную
зоологическую пауку, а не засоряющие ее займы понятий и терминов из сферы
социальной жизни и психики человека. Получается, конечно, замкнутый круг, если
сначала переносить на животных некоторые свойства человека, затем утверждать,
что у животных эти свойства стоят на более низком уровне, чем у человека, а
затем определять сущность человека по его способности поднять эти свойства на
более высокий уровень. Подлинная биологическая наука ведет войну со всяким
антропоморфизмом. Для изучающих начало человеческой истории открыт и обязателен
вход в зоологию на ее современном уровне. Только на этой строго
зоологической платформе и должны были бы предприниматься все попытки вскрыть
коренное отличие человека от животных с помощью психологического анализа
нижнепалеолитических грубо оббитых кремней. Догадки отпадали бы одна за другой.
Нашлись бы и примеры использования животными искусственных
"посредников" между собой и объектами, и "отвлечение" от
прямого мотива деятельности, и изготовление орудий "второй степени",
и "стереотип" изделий. Словом, широкое привлечение данных
зоологической науки неминуемо должно устранить из научной литературы все
наивные усилия подобрать простой сравнительно-психологический ключ к проблеме
начала человеческой истории. Рассмотрим более
пристально один из вариантов рассуждений. Говорят, что орудия древнейшего
человека отличаются от любого подобия орудий, как и от любых искусственных
сооружений, наблюдаемых у животных, одним решающим признаком, свидетельствующим
об особой психической силе человека. Все приемы воздействия
на среду присущи данному виду животных неизменно, тогда как человеческие орудия
изменяются, эволюционируют при неизменности телесной организации, т.е.
морфологии человека как вида. В доказательство приводится не только смена типов
орудий со времени появления вида Homo sapiens, т.е. в верхнем палеолите и позже.
Нет, указывают на то, что изощренный глаз археолога различает этапы развития
шелльских орудий, изготовлявшихся гоминидами типа археоантропов
(питекантропов). Тем более различимы разные стадии техники мустьерской эпохи,
связываемой с палеоантропами (неандертальцами). Это наблюдение ряду археологов
кажется решающим для проведения грани между человеком и животным (А. П.
Окладников, П. И. Борисковский, М. 3. Паничкина). Правда, подчас антропологи
отмечают, что ведь до появления Homo sapiens и сами гоминиды физически
менялись, эволюционировали, причем не медленнее, чем их орудия (Я. Я.
Рогинский). Но допустим на минуту, что их морфология оставалась неизменной. Все
равно данное обобщение зиждется на игнорировании зоологии. Возьмем далекий пример.
Вот что говорят современные данные об изменчивости и эволюции гнездования у
некоторых видов птиц. Стереотип гнездования не остается нерушимым шаблоном.
Иногда отклонения от него носят индивидуальный характер. Подчас же резкое
отклонение от видового стереотипа принимает устойчивый и нарастающий массовый
характер в связи с экологическими изменениями. Птицы обнаруживают экологическую
и этологическую пластичность при полной неизменности их анатомии. Другой
пример, тоже из орнитологии: хорошо изучено изменение напевов (голосов) у
некоторых географических групп птиц одного и того же вида при полной
неизменности видовой морфологии. |
||