Древние Боги
|
||
Подчас мы встречаемся с
очень распространенной и соблазнительной моделью мышления о начале человеческой
истории – с помощью возведения в степень свойства, присущего животным. Человека
отличает это же свойство в квадрате как новое качество. Некогда И. П. Павлов
думал объяснить мышление человека как "условные рефлексы второй
степени". И. П. Павлов сначала предполагал, что каким-то качественно
исключительным достоянием человека является свойство вырабатывать условные
рефлексы на условные раздражители. Все выглядело заманчиво просто. Опыты
показали иллюзорность этой ясности. Удалось получить и у животных условные
рефлексы второй степени. Потом не без труда добились и рефлексов третьей
степени, а дойдя, наконец, чуть ли не до седьмой, бросили эти опыты, ибо они
выполнили свою отрицательную задачу. Но ведь они послужили и более общим
уроком: свойств человека не выведешь из свойств животного путем возведения в
степень. Что из того, если какое-то животное не только "изготовляет
орудия", но "изготовляет орудия для изготовления орудий"? Мы не
перешагнем на самом деле никакой грани, если мысленно будем возводить то же
самое в какую угодно степень. Это так же ошибочно, как названное начальное
представление Павлова о сущности второй сигнальной системы. Весь этот технический
подход к проблеме начала человеческой историй на самом деле всегда
подразумевает и, психологическую сторону. А представление о какой-то
изначальной особенности ума или психики человека, пусть обусловленной
особенностями строения его мозга, так или иначе таит в себе именно то мнение,
для опровержения которого Энгельс написал свою работу об очеловечении обезьяны.
Он писал, что в обществе, разделенном на повелевающих и трудящихся, накрепко
укоренилось мнение, будто все началось с головы. Это мнение, по Энгельсу,
заводит вопрос в тупик, в идеализм, в индетерминизм. А вот в научной литературе
ссылки на трудовую теорию антропогенеза сплошь и рядом делаются именно для
того, чтобы аргументировать это самое мнение: вначале было не дело и даже не
слово, нет, вначале был ум. За наидревнейшими
каменными орудиями усматривают что-то качественно отличающее человеческий ум от
даже самых высших функций нервной системы животных. Например, эти орудия якобы
свидетельствуют о способности только человеческого ума вообразить
"посредника", т.е. посредствующее звено между субъектом и объектом
труда (Г. Ф. Хрустов). Или говорят, что при изготовлении каменных орудий сумма
отдельных движений или действий, каждое из которых образует новую связь в
головном мозге, значительно превосходит сумму нервных связей в любом
поведенческом акте любого животного, не вспоминая при этом, скажем, о
сложнейшей гнездостроительной работе многих видов птиц (С. А. Семенов). Или же
упор делают на то, что изготовление каменного орудия отвлекало ум от
удовлетворения непосредственной потребности, тогда как ни одно животное якобы
не способно отвлечься от нее в своей деятельности, -при этом забывается,
скажем, деятельность животных по созданию кормовых запасов нередко в ущерб
непосредственному удовлетворению аппетита (А. Г. Спиркин). Или утверждают, что
уже древнейшие каменные орудия своей шаблонностью свидетельствуют об отличающей
человека от животных способности отчетливо представлять себе будущую форму
изготовляемого предмета, упуская из виду, скажем, шаблонность тех же птичьих
гнезд (В. П. Якимов). Не будем перечислять всех примеров такого рода,
попадающихся в литературе. |
||