Древние Боги
|
||
К их телесной
организации следует, несомненно, отнести также чрезвычайно высокий уровень
индивидуальной высшей нервной деятельности. Способность организма к образованию
условных рефлексов, к дифференцированию воздействий окружающей среды и
двигательных реакций была у них, безусловно, еще выше, чем у антропоморфных
обезьян, которые в свою очередь стоят в этом отношении выше других
млекопитающих. От бобра до шимпанзе – огромная дистанция эволюционного развития
головного мозга и его функций, а от шимпанзе до археоантропа и палеоантропа –
не меньшая. Общим между всеми ними является лишь то, что их нервная
деятельность оставалась в рамках первой сигнальной системы. Что касается зародышевых
орудий, то приведенные выше примеры показали, что пользование орудиями вовсе не
характеризует "высшую" или "низшую" ступень биологической
эволюции, – они встречаются у некоторых насекомых, рыб, птиц, зверей.
Троглодитиды не отличались в принципе этим признаком от других делающих зачаточные
орудия животных, хотя бы он и был у них выражен более ярко, чем у бобров. Но
при наличии совокупности прочих условий этот признак оказался предпосылкой,
фактором очеловечения. Нельзя смешивать предпосылку и результат, не скатившись
к телеологии. Нельзя отождествлять возможность с необходимостью и с
действительностью. Выражение
"инстинктивный труд" одними авторами ныне принято, у других вызывает
протест, так что на всесоюзном симпозиуме по проблемам происхождения общества
было принято даже что-то вроде запрещения впредь им пользоваться. Придется
пояснить еще раз. Не всякая жизнедеятельность, не всякий процесс, совершающийся
между организмом и природой, может быть назван трудом. Согласно точному смыслу
слова, труд налицо там, где есть не только процесс (или субъект) труда и
предмет труда, но и третий элемент, средство (и как частный случай – орудие)
труда. Только при наличии и этого третьего элемента понятие "труд"
допустимо применять. В рамках этого общего определения труд и может быть разбит
на две основные формы: а) инстинктивный животнообразный труд и б) общественный
сознательный труд. Средство труда – это не
принадлежащий к органам тела предмет (или комплекс предметов), помещаемый между
тем, кто трудится, и предметом труда и подвергнутый предварительной обработке
для механического, физического, химического, наконец, биологического
воздействия на предмет труда или же для устранения воздействия с его стороны. В
связи с этим определением следует подчеркнуть, что политическая экономия и
исторический материализм не проводят какого-либо радикального различия между
понятиями "средство труда" и "орудия". Сводить
общетеоретический вопрос о роли средств труда в генезисе человека и общества
только к механическим орудиям нет логических оснований. Просто в центре споров
оказалось это явление из-за профессионального кругозора археологов. Маркс же
"главную роль" среди средств труда в доисторическое время отвел не
орудиям, а прирученным животным. Мне представляется это гениальным провидением.
Маркс писал: "В пещерах древнейшего человека мы находим каменные орудия и
каменное оружие. Наряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами
главную роль, как средство труда, на первых ступенях человеческой истории,
играют прирученные, следовательно уже измененные посредством труда, выращенные
человеком животные". Выше я показал, что эта тема и посейчас ждет
разработки, и даже серьезные специалисты еще путают "приручение"
животных с "одомашниванием". Здесь это важно подчеркнуть для
охлаждения пылкой фетишизации роли именно механических орудий в становлении
столь сложного феномена, как человек. Среди прочих средств труда Маркс ставит
"механические средства труда", т.е. собственно орудия, лишь на более
важное место, чем средства труда, служащие для хранения чего-либо. |
||