Древние Боги
|
||
Другая важная мысль К. Маркса,
относящаяся к понятию животнообразного труда: в переносном смысле могут быть
"естественные орудия", т.е. не подвергнутые предварительной
обработке, но все же уже "на первых ступенях человеческой истории", у
"древнейшего человека" роль орудий и оружия играли обработанные камни
и т.п.; "вообще, когда процесс труда достиг хотя бы некоторого развития,
он нуждается уже в подвергшихся обработке средствах труда". В общем
неправомерно говорить о каком бы то ни было труде, в том числе животнообразном
инстинктивном труде некоторых видов животных, в отличие от жизнедеятельности
всех остальных, там, где нет изготовления орудий или средств труда, т.е.
изменения каких-либо элементов внешней среды специально для воздействия ими на
другие элементы внешней среды. Поэтому понятие "естественные орудия"
напоминает "холодное тепло", а "искусственные орудия" –
выражение, аналогичное "масляному маслу". Одно из недоразумений по
поводу понятия "инстинктивный труд" следует рассмотреть специально.
Противопоставление понятий "инстинктивный" и "сознательный"
известно, им пользовались прошлые поколения ученых и писателей, это
противопоставление налицо в цитированных местах из Маркса и Ленина. Если
перевести их на термины современной нейрофизиологии, то это синонимы понятий:
"находящийся в рамках первой сигнальной системы" и
"принадлежащий второй сигнальной системе". Но это не имеет никакой
связи с вопросом о соотношении безусловных и условных рефлексов. Некоторые
зоопсихологи уже давно пытаются использовать павловское понятие индивидуально
приобретенного опыта, т. е. прижизненного навыка, или условного рефлекса, для
того, чтобы соединить это понятие в некое целое с человеческим мышлением, или
сознанием, и противопоставить это мнимое целое понятию "инстинкта"
как чисто врожденного, наследственного автоматизма действий. На деле у высших
животных не бывает безусловных рефлексов, никак не связанных с
условнорефлекторным регулированием их протекания, а с другой стороны, нет и
условных рефлексов, не служащих для регулирования протекания безусловных
рефлексов. Например, почти все классические опыты школы Павлова выясняли роль
условных раздражителей в торможении или стимулировании пищевого безусловного
рефлекса. Вся индивидуальная деятельность анализаторов высших отделов нервной
системы служит лишь для наиточнейшего определения целесообразности или
нецелесообразности вступления в действие того или иного из наследственно
заложенных в организме безусловных рефлексов и для их протекания с наибольшей
"пригонкой" к конкретным особенностям объекта, среды. Итак, некоторые авторы
под предлогом возражений против понятия "инстинктивный труд"
предлагают оторвать условные рефлексы от безусловных (инстинктов) и трактовать
условнорефлекторную деятельность как самодовлеющую, психическую, духовную.
Принять эту позицию значило бы далеко уйти от учения И. П. Павлова. |
||