Древние Боги
|
||
Если слишком трудно
укладывается в сознание археологов и антропологов понятие "инстинктивный
труд" применительно к деятельности археоантропов и палеоантропов, если оно
наталкивается на укоренившиеся привычки мышления и словоупотребления, то лучше
уж отказаться от второго слова в этом выражении, чем от первого. Я хочу сказать, что,
может быть, применительно к тем временам следует брать слова "труд",
"орудия" в кавычках. Этим мы выражали бы существенное отличие от
собственно человеческого труда и от его орудий. Может быть, применение кавычек
– недостаточно эффективное средство и нужны просто какие-то другие термины.
Вероятно, если подыщется другое слово для обозначения оббитых камней
троглодитид, их изготовления и употребления, то суть не очень пострадала бы. Но
вот если отказаться от слова "инстинктивный" -пострадала бы именно
самая суть дела. Обыденный "здравый
смысл" – плохой советчик, когда дело идет о доисторических временах. Все
ему кажется "очень просто": археоантропы и палеоантропы – это люди с
той же сущностью, с теми же потребностями, что и мы, только находящиеся, так
сказать, в положении робинзонов – голые, почти безоружные, ничего не умеющие.
"Первый англичанин" (как называли "пильтдаунского
человека") терпит бедствие, но как всякий джентльмен он при первой
возможности постарается затопить камин, съесть бифштекс. Откуда взялись у него,
однако, потребности согреваться или есть жареное мясо, отличающие его от
животных? Все "очень просто": эти и другие потребности как раз и
отличали его от обезьян, а средства для их удовлетворения ему понемногу
подсказал его ум, который открыл эти средства в изготовлении орудий, в
действиях коллективом и т.д. Маркс показал, что в
конечном счете производство предшествует "потребностям", так как
предопределяет конкретную форму потребления: "Голод есть голод, однако
голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это
иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей
и зубов. Не только предмет потребления, но также и способ потребления
создается, таким образом, производством, не только объективно, но также и
субъективно. Производство, таким образом, создает потребителя".
Производство создает потребление, создавая определенный способ потребления и
его притягательную силу, т.е. "потребность". Ничего этого нет ни у
обезьян, ни у троглодитид в доисторическую эпоху первобытной дикости, по
отношению к которой мы вправе говорить лишь о потреблении в физиологическом
смысле, но не о потребностях в психологическом смысле, ибо оно не имеет той
субъективной "притягательной силы", "цели", которая, по
нашим обычным представлениям, предшествует производству. Маркс ярко
подчеркивает противоположность этих состояний: "Когда потребление выходит
из своей первоначальной природной
грубости и непосредственности,
– – а длительное пребывание его на этой ступени само было бы результатом
закосневшего в природной грубости производства, – то оно само, как побуждение,
опосредствуется предметом" (т.е. становится "потребностью"). |
||