Древние Боги
|
||
Последние, однако, были
еще обращены к выполнению не отражательной, а суггестивной задачи. Разумеется,
природа вещей "сопротивлялась" произвольному обращению с нею: чем
более фантастические композиции пытались изобразить в материале, тем больше
было. неудач, но больше становилось и редких удавшихся "чудес". Последние закреплялись
повторением и автоматизировались. Однако тут уже мало-помалу внедрялась и
отражательная функция: для реализации "чуда", идеального замысла,
необходимо было учитывать свойства материала. Мегалитические сооружения -
дольмены и кромлехи - были включены, конечно, в суггестивную работу слов, но
какое же почти непостижимо сложное обращение с камнями-гигантами должны были
освоить их строители! Итак, вещи втягивались в
функционирование второй сигнальной системы сначала в качестве вспомогательных
средств межиндивидуального суггестивного аппарата общения, и это продолжалось
очень долго - во всю эпоху "первобытных бессмыслиц" и в значительной
степени на протяжении эпохи мифологии. Но все же втягивание вещей в мир слов
готовило великий переворот во взаимоотношении тех и других. Среди разных теорий
происхождения речи наше внимание не может не привлечь концепция, недавно
выдвинутая советским лингвистом-филологом В. И. Абаевым. Суть ее состоит как раз
в том, что "отношение людей к внешнему миру существует только через их
отношение друг к другу", следовательно, в истории возникновения речи
выражать это отношение людей друг к другу было первичной функцией, а выражать
их отношение к внешнему миру было уже вторичной, надстроившейся функцией. В. И.
Абаев решительный противник эволюционно-биологических подступов к происхождению
речи. Коммуникативные системы животных -"закрытые" (неспособные к
неограниченному обогащению) и одинаковые для всего вида, человеческие -
"открытые" и расчлененные внутри вида на противостоящие друг другу
системы. "Представим себе такой эксперимент, - пишет Абаев. - Мы поселяем
два стада обезьян одного вида в условиях, максимально приближенных к
естественным, но на ограниченной территории, вынуждающей их к постоянному
контакту друг с другом. Если бы в результате этого контакта в этих двух стадах
выработались две разные, нарочито противопоставленные друг другу системы
сигналов, мы могли бы сказать, что на наших глазах совершилось, величайшее
таинство - скачок из животного состояния в человеческое. Ибо важнейшим моментом
очеловечения и рождения человеческой речи было не что иное, как переход от
биологически-детерминированных сигналов к социально-детерминированным символам.
Нужно ли говорить, что наш воображаемый эксперимент обречен на неудачу: обезьяньи
аффективные выкрики уже не превратятся в человеческие слова. Видимо, это чудо
могло совершиться только один раз в истории нашей планеты и, может быть,
единственный раз в истории Вселенной". По идее Абаева, до
верхнего палеолита не было еще достаточной плотности популяции, чтобы возникли
постоянное взаимное "трение" человеческих групп и межгрупповая
оппозиция, а тем самым начальные явления речи и сознания. С верхнего палеолита
это условие налицо. "Одна человеческая орда ничем биологически не отличалась
от другой. Новые, социальные оппозиции, пришедшие на смену биологическим, могли
найти выражение и объективироваться только в символах. Такими символами и стали
первые социально-обработанные звуковые комплексы, первые слова. Они обозначали
примерно то, что мы выражаем теперь местоимениями "мы",
"наше", в противоположность "не-мы", "не-наше"...
В этих первых социально-символических наречениях познавательный момент был
нераздельно слит с оценочно-эмоциональным: "наше" означало
"хорошее", "не-наше" - дурное. Все двоилось в сознании
первых человеческих коллективов, все делилось на "наше" и
"не-наше"...". "Быть может, историю человечества надо
начинать не с появления первого каменного орудия или первого глиняного горшка,
а с того времени, когда сношения между человеческими группами, или, пользуясь
выражением Герцена, их трение друг об друга, стало регулярным явлением и
наложило определенный отпечаток на жизнь первобытного общества, на психику и
поведение первобытных людей... Слово как символ коллектива теряет всякий смысл,
если оно не противопоставляется другому символу другого коллектива. В одной,
отдельно взятой, изолированной человеческой общине речь не могла зародиться,
какого бы прогресса она ни достигла в других отношениях. Слово могло родиться
только в контакте двух человеческих групп, как огонь высекается столкновением
двух кремней". Начальная человеческая речь -это "набор
социоразличительных средств, т.е. знаков, служивших для различения одного
коллектива от другого". |
||