Древние Боги
|
||
Итак, первоначально
"из общего набора сигнальных звуков выделялись комплексы особого
назначения, особой функции: они выражали принадлежность к данному
коллективу". "Потребность все время отталкиваться от других
коллективов, противопоставлять себя им, порождала множество дифференцированных
звуковых комплексов социально-символического характера и создавала великолепные
условия для тренировки звукопроизносительных органов и для постоянной
дифференциации, пополнения и обогащения лексики". "Работа сознания
начиналась с осознания своего коллектива в его противопоставлении другим
коллективам и в дальнейшем отражала все модификации и перипетии этих отношений.
Противопоставление "мы" и "не-мы", будучи первой социальной
классификацией, было и первой лексико-семантической оппозицией". Превосходные мысли! Для
понимания их генезиса полезно напомнить, что, и по мнению Н. Я. Марра, первыми
словами были имена племенных групп. Такое имя есть одновременно и негативное
обозначение всего, что "снаружи", т.е. обращено вовне, и самоназвание
группы и ее членов, т.е. обращено внутрь. Проанализировав
приведенные цитаты, читатель удостоверится, что позиция Абаева и сходится, и не
сходится с моей. А именно, расхождение наших взглядов начинается с того, что у
Абаева палеолитические группы, прежде совершенно изолированные и рассеянные, с
верхнего палеолита начинают "тереться" друг о друга, я же утверждаю,
что, напротив, тут начиняется разделение аморфного тасующегося единства вида на
противопоставляющиеся группы ("они и мы"). Исходную психическую природу
этой оппозиции я вижу не в самосознании коллектива, а в возникновении первого
вала на пути интердикции и суггестии, т.е. вала, только зачинающего складывание
чего-то, находящегося "внутри" него. Далее валы такого рода
перекрещиваются, накладываются один на другой, и поэтому "модификации и
перипетии" выражаются не только в дифференциации лексики, но в появлении
синтагмической и линейной речи, а вместе с тем во все большем вовлечении
двигательно-предметного, вещного и событийного материала в социальную функцию
второй сигнальной системы. Позже приходит час,
лежащий за пределами этой книги, когда вторжение вещей завершается их победой:
они перестают быть знаками слов, слова становятся их знаками. Применительно к
схеме, принятой Абаевым, можно сказать, что, по мере того как древние слова все
менее и менее обращены наружу в качестве "социоразделительных
средств", а ориентированы на внутреннюю жизнь становящегося коллектива
(группы, общины, племени), в обратной пропорции все более и более
эмансипируются вещи. Из слуг они становятся господами: вторая сигнальная
система сигнализирует им и о них. Начинается история познания. Резюмируем еще раз суть
изложенного в предшествующих разделах настоящей главы. Сначала сигналы второй
сигнальной системы были всего-навсего антагонистами первой сигнальной системы в
том смысле, что служили инверсией тормозной доминанты: они были только неким
"наоборот" нормальной реакции и ничем больше. После "вторжения
вещей" они обретают смысл, т.е. семантическую или номинативную функцию, теперь
они противоположны, или антагонистичны первой сигнальной системе тем, что
сигнализируют нечто отсутствующее в первой сигнальной системе. Это могут быть
такие комбинации смыслов, которые либо вообще невозможны и нереализуемы в мире
вещей; либо требуют преобразования вещей для приведения последних в
соответствие с собой; либо, допустим, и несут вполне реальную, т.е. отвечающую
вещам, первосигнальную информацию, однако принадлежащую-то вовсе не данному
организму, а другому. Но и на этой ступени, т.е. после "вторжения вещей",
суть все-таки еще остается в том, что эти сигналы не соответствуют
первосигнальным стимулам и реакциям и, следовательно, подавляют их в данном
организме, в чем и состоит природа суггестии. Следовательно, мы еще не вышли за
рамки последней. |
||