Древние Боги
|
||
Такими же негативными
показаниями могут, послужить и другие древнейшие явления обхода и возмещения
запретов брать, трогать или видеть. К ним принадлежит, как выше было описано,
указательный жест, кстати, являющийся ведь и жестом изгнания. Весьма
выразительным является факт использования метания, а именно раннего появления
дротиков, стрел, возможно, метательных шаров типа боласа, ибо дистантное
действие - это прикосновение к неприкосновенному, неконтактный контакт. Но
наиболее обширный арсенал знаний такого рода дает материал так называемого
палеолитического (верхнепалеолитического) искусства. Эти древнейшие
изображения могут быть рассмотрены в аспекте обхода или возмещения запрета
прикасаться. Присмотревшись к изображаемым объектам, мы убедимся, что все они
подходят под один общий смысл: "То, чего в натуре нельзя (или то, что
невозможно) трогать". Это женские статуэтки, изображающие неприкосновенную
мать, причем лицо и концы рук и ног не занимали авторов, смазаны; красная и желтая
охра, изображающая огонь, к которому невозможно прикосновение, а также
изображающая кровь, т.е. жизнь человека; зубы хищников, преимущественно клыки,
изображающие пасть животного, прикосновение к которой невозможно; морские
раковины, находимые на огромных расстояниях от морского побережья и
изображающие недоступное для данной популяции море; тот же смысл изображения
недоступного, вероятно, имеют и рисунки хижин, как и пасущихся или отдыхающих
диких крупных животных. Все это как бы разнообразные транскрипции одной и той
же категории "нельзя", "невозможно", однако преобразованной
в "а все-таки трогаем". Кстати, и игрушки наших детей - это
преимущественно изображения того, что им в натуре запрещено трогать, к чему они
не имеют свободного доступа в окружающей их жизни взрослых. Кажется, что
игрушки просто "изображают" разные предметы, на самом деле они и
выражают категорию запрета, которым отгорожена жизнь детей от мира взрослых. Само создание
палеолитических изображений было троганьем образов, или образами, порожденными
троганьем. По мнению Картальяка, Брейля, Алькальде дель Рио и других
исследователей пещерных рисунков, наиболее древними, восходящими, видимо, к
самому началу ориньяка, являются те, которые сделаны пальцем по мягкой глине на
стенах, потолке, полу некоторых пещер. Наиболее примитивные, может быть
наиболее ранние, представляют собою различные линии - следы простого проведения
пальцем по глине. Невозможно доказать, что эти действия сопровождались
какими-либо воображаемыми образами. Но другая группа очень ранних рисунков
представляет собой примитивно выполненные контурные изображения животных, на
теле которых к тому же иногда запечатлены широкие продольные или поперечные
полосы, несомненно, проведенные трогающими рисунок пальцами. За первичность
троганья, т.е. "раскрепощения" в темноте пещеры от запрета трогать
посредством искусственного исключения из правила, говорит, может быть,
чрезвычайная древность специальных отпечатков рук на стенах пещер; нередко они
лежат под древнейшими изображениями животных. Для получения отпечатков кисть
руки либо обмазывалась краской и прикладывалась, либо прикладывалась и
обводилась краской. |
||