Древние Боги
|
||
Но вот и пример
индивидуалистического суждения о "первобытном мастеровом" (homo
faber) из советской литературы: "Научаясь все лучше обрабатывать кремень,
человек оттачивал и острие своей собственной мысли", так как научался,
прежде чем расчленять или соединять предметы, проделывать эти операции в своем
сознании. Правда, автор делает
оговорку, что "мышление человека является не только процессом отражения
действительности, но и коммуникативным, общественным процессом, а именно
последний состоит в том, что мышление обращено к обществу, которому человек
сообщает результаты своей мыслительной деятельности". Но выходит, что
мыслительная деятельность все-таки в основе не общественна, возможна вне
общества, обществу же лишь сообщается ее готовый продукт. Итак, все-таки
одиночка: один на один с вещью. Я последний раз упомянул
об этой традиции. Читатель видел, что совсем другой путь - не упрощающий, а во
много раз усложняющий кажущееся очевидным - ведет к действительному
исследованию происхождения человеческого ума. Источник этого течения, пожалуй,
в мысли Фейербаха, потребовавшего заменить философскую категорию "я"
(единичный субъект в противопоставлении объекту) категорией "я и ты".
У Маркса это "Петр и Павел" и уже вполне развернутая категория
"отношений" как отличительной специфики людей. С этим мы и связываем в
начале истории максимум "отлета" ума от действительной жизни. В. И.
Ленин схватил эту тенденцию к "отлету" и в рече-мыслительных
операциях современного человека, но здесь она преодолевается все более мощным
противодействием, какого не было тогда. Физиолог И. П. Павлов в свою очередь
утверждал, что в способности образования понятий при помощи слов заключена
возможность отлета от действительности, неверного отражения ее, образования
таких связей, какие не существуют в действительности. "Многочисленные
раздражения словом, -писал, между прочим, И. П. Павлов, - с одной стороны,
удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это,
чтобы не исказить наши отношения к действительности". "Удалили!"
Да, такова первоначальная, первобытнейшая функция "раздражения
словом". Как мы уже видели, это
была депривация: лишение организма нормальных раздражений из внешней среды или
биологически нормальных реакций на них. В двигательном,
проекционном поле коры головного мозга человека ("человечек
Пенфильда") преимущественно представлены не те органы, которые
осуществляли трудовые механические действия, направленные на объекты природы, а
органы мимики, вокализации, жеста (в частности, огромное место большого пальца
связано отнюдь не с захватывающими движениями, в которых его роль мала, а с его
отведением при движениях тыкающих и указующих). Это органы второсигнального
общения людей, в генезе - как раз органы депривации. Началась депривация,
видимо, с интердиктивного пресечения хватательных реакций и тем самым
материальных контактов с подобными себе и с вещами. Отсюда - целый веер
первобытных табу: запреты прикосновений, запреты восприятии, в том числе
глядения на что-либо. Депривация имела тенденцию к полноте, как бы погружая
индивида в пещеру, но неизбежно образовывались исключения: во времени, в круге
особей и предметов, в территории. Отбор и характер этих исключений - уже
начатки "культуры". К их числу относится и оформление групповой
собственности, которая для нечленов данной группы выступает как сумма запретов
- брать, уносить, потреблять, даже видеть (например, заглядывать в жилище), но
снятых для членов данной группы. Сейчас я об этом упоминаю только как о
негативных показаниях в пользу первичности широчайшей депривации. |
||