Древние Боги
|
||
Следовательно, у
животных нет образов в полном смысле. Но у них уже есть галлюцинатороподобные
состояния -предпосылка галлюцинаций, которые сами являются предпосылкой
образов. Галлюцинации возникают у современных людей, между прочим, в условиях
сенсорной изоляции, например, при длительном пребывании в сурдокамере. Другие
галлюцинации, двигательные, возникают при моторной изоляции; самый крайний
пример - фантом движений ампутированной конечности. Если мы заменим теперь эти
случаи чисто физической депривации - депривацией посредством нейросигнального
механизма, а именно генерализованной интердикцией, максимум галлюцинаций
придется на время поздних палеоантропов - ранних неоантропов. Там же начало
попыток сбросить это нервное бремя, т.е. зарождение собственных образов. Однако образ и действие
не только взаимосвязаны, а и противоположны друг другу: не только
галлюцинатороподобное состояние у животных порождает (как упоминалось выше)
ложный рефлекс, а и образ есть квазирефлекс. Ему предстоит либо перейти в доподлинное
действие, которое воплотит, реализует и тем самым снимет образ, либо быть
оттесненным в забвение. При включении во вторую
сигнальную систему (когда и насколько наступило ее господство) образ и действие
преобразуются в представление и деятельность. Взаимодействие последних
порождает два феномена. 1) Деятельное представление - это создание
деятельностью подобий, двойников, копий объектов, как действительных, так и
глубоко деформированных еще на стадии образов и представлений. Образ из
прощупываемого стал вполне обладаемым. Это обход неприкосновенности окружающего
мира посредством создания отраженного прикосновенного мира, ибо само создание
есть приложение рук и телесных сил, а также имеет целью чужое восприятие. Люди
заменяют естественную среду искусственной, неестественной - сферой культуры:
производством звуков и телодвижений, зрительных, вкусовых и обонятельных
воплощений мнимого, т.е. представляемого. 2) Представляемая деятельность -
необходимость для воплощения чего бы то ни было результативно воздействовать на
материал, поэтому представлять себе и саму деятельность. Работающий
предвосхищает не только результат, но характер и порядок самой деятельности. На
кусок мамонтового бивня в ориньяке-солютре в некоторых случаях сначала
наносился кремневым резцом контур того костяного изделия, которое
предполагалось получить, - это предвосхищение результата, но и предстоящей
обработки бивня. Эта представляемая деятельность является отражением природной
действительности и тоже, как и цель, подчиняет себе волю и внимание
работающего. Общение между людьми
(отстранение человека от вещей и распоряжения ими) и воздействие людей на
природный материал (средства и возможности нечто изменить не в воображении, а в
действительности) в конце концов соединяются: отстранение от вещей приобретает
характер собственности, которая отодвигается в плоскость отношений между
группами, чтобы позже породить пограничные межобщинные меновые связи, тогда как
внутри групповой собственности перевешивает деятельность с вещами, т.е. обработка
материи. Впрочем, в начале истории все это только эмбрион. |
||