Древние Боги
|
||
Но вернемся к двойникам.
Ориньякские поразительно реалистические (по безупречности анатомии и динамики)
изображения животных были "двойниками", "портретами", а не
обобщениями: "двойниками" неких индивидуальных особей. В плоскости
эволюции мышления мы назвали это дипластией; здесь два явления, явно различные,
несовместимые, исключающие друг друга, в то же время отождествлены. Они
образуют пару - ту самую, которую А. Валлон для онтогенеза называет бинарной
структурой, а для филогенеза и предыстории - дипластией, т.е. "пару,
которая предшествует единице" и служит самой изначальной операцией ума. На
языке логики имя этой операции - абсурд. Создание изобразительных двойников
было созданием устойчивых нелепостей, или абсурдов, типа "то же, но не то
же" и тем самым выходом на уровень, немыслимый в нервной деятельности
любого животного. Последующая история ума была медленной эволюцией средств
разъединения элементов, составляющих абсурд, или дипластию. Этому противоречивому
объединению в одно и то же изобразительной копии и живого оригинала, надлежит
думать, отвечала какая-то эмотивная реакция. Она-то и "склеивала"
несоединимое: эту эмотивную реакцию, вернее, ее выражение можно было вызвать у
других подражанием, но она находила подкрепление и могла быть стойкой, только
если отвечала наличию двух противоречащих друг другу раздражителей; данное
выражение эмоции своей определенностью, фиксированностью превращало их в
тождество, т.е. в их одинаковость по отношению к этому выражению эмоции, однако
только при условии, что они не только не одинаковы между собой, но противостоят
друг другу. Такая эмоция свидетельствовала об абсурде и нуждалась в нем. Следом
этого остается факт, выраженный в так называемом законе А. Элькоста: всякое
человеческое чувство в норме амбивалентно (внутренне противоречиво). Вспомним еще раз, что
ультрапарадоксальное состояние в высшей нервной деятельности животных
порождается столкновением, т.е. одновременным наличием двух раздражений, противоположных
друг другу по своему знаку, -возбуждающего какую-то деятельность и тормозящего
ее, следовательно, дифференцируемых. В этом "трудном состоянии"
нервная система животного дает неадекватную или "срывную" реакцию, а
именно реагирует не данной деятельностью, а той, которая являлась ее скрытой
тормозной доминантой - ее подавленной "антидеятельностью". У животных
это растормаживание последней ("неадекватный", "смещенный"
рефлекс) не может стать стабильным, у человека оно фиксируется благодаря
имитатогенности выражения эмоций в мимике и жесте (эхопраксия) и особенно
благодаря имитатогенности речи (явная или скрытая эхолалия). Тем самым
происходит инверсия: у человека тормозная доминанта не находится, как правило,
в подавленном состоянии, а общением людей вызывается наружу, т.е. удерживается
в мире действий. Следовательно, адекватные первосигнальные рефлексы
подавляются. Последние лишь в ходе всей человеческой истории - посредством
трансформации общения (преодоление суггестии контрсуггестией) и тем самым деятельности
- пробиваются в известной мере к примирению со второй сигнальной системой. Но в
глубине истории царит операция образования дипластий, фундаментально
несовместимая с нейрофизиологическими операциями в рамках первой сигнальной
системы. Дипластия воспроизводит как раз то одновременное наличие двух
противоположных друг другу раздражений, которое "срывает" нормальную
высшую нервную деятельность у животных. |
||