Древние Боги
|
||
1. Замена "бинарной
структуры" (дипластии) "бинарной оппозицией", сдвоенности -
раздвоенностью. Явление бинарной оппозиции, или дуальности, т.е. двоичности,
глубоко архаично и весьма характерно для первобытной социальной и духовной
культуры. Два члена некоей пары как бы разбежались в противоположные стороны,
они мыслятся через исключение друг друга по принципу "или - или". Их
именно два: две противостоящих фратрии рода, два тотема, наделенных свойством
оппозиции, деление всех вещей на два класса. Ум ищет и находит в объективной
действительности явные двоичности - женщина и мужчина, правая рука и левая и
т.п. - и использует их как опору и модель для операций, обратных дипластиям.
Впрочем, сплошь и рядом улавливается, а то и отчетливо выступает рудимент не
вполне "растащенной" дипластии, т.е. волнующее среднее звено,
таинственный медиатор между двумя полярными членами (типа
"гермафродит", "сердцевина тела"). В результате троичность
оказывается древнее двоичности; всякий "порог" между полярностями
долго остается сакральным ; полюсам присуще также в древнейших культурах подчас
меняться местами посредством сакрального ритуала, что свидетельствует о том,
что точка их перекрещения, где они кратковременно сливаются, древнее их
антонимичности, т.е. отвечает дипластии. Однако эта шаткость древнейшей
антонимии и ее незавершенность устраняются следующей формой. 2. Противопоставление
"это" и "все остальное". Последнее выразительно
присутствует в речемыслительном феномене имен собственных, о котором выше шла
речь только как о примере амбивалентности знака и денотата в дипластии, т.е.
отсутствия значения. Но все же имя собственное имеет незаметную семантическую
сторону: оно - разделитель между тем, что названо этим именем, и всем
остальным, всем, что не есть имярек, оно - лишь граница между тем и другим и,
следовательно, в равной мере означает данное нечто и все, кроме него, например
всех иных людей, кроме данного племени, все иные земли, кроме данной, и пр. Как
видно, здесь производится не только отрицание, но и обобщение (в негативной
форме) неограниченного объема явлений одного рода, одного порядка. Какое важное
дополнение к тому, что сказано выше о генезисе общих понятий: там отмечено, что
две взаимозаменимых вещи составляют элементарное зерно всякого общего понятия,
- здесь мы видим негативную завязь той безграничности объема, которая составит
другой полюс характеристики общего понятия. 3. Образование контраста
и несовместимости посредством отрицаний типа "не", "без",
"а" и т.п. Во-вторых, несходные
элементы расщепленной дипластии интеллект соединяет посредством подведения их
под общую "крышу": их взаимное разобщение подтверждается тем, что при
соединении или взаимной замене они аннигилируются, но не так, как в предыдущей
группе операций, т.е. не полностью, а с некоторым остатком. Для этого требуется
отвлечь, отщепить от двух (и более) представлений или предметов нечто им общее
- признак, свойство или функцию. Это нечто не наглядно. Но оно и не внесено от
субъекта. Оно может быть только продуктом размышления. Этим оно противоположно
связи в дипластии. Связывание вещей по "категориям" - еще один
важнейший компонент формирования общих понятий. Вместе с предыдущей группой они
составляют операцию классификации. |
||