Древние Боги
|
||
Наконец, в-третьих,
интеллект соединяет не связанные наглядно, не сходные, не имеющие контрастной
или категориальной связи элементы расщепленной дипластии еще одним мостом:
причинно-следственной связью. Причина и следствие, как категории, сами
контрастны. Они делают ненужным какой бы то ни было общий множитель между двумя
вещами. Если одна из них - причина другой, они не могут стать
взаимозаменяемыми, они контрастны в этом качестве, находимом в них мышлением.
Ибо каузальное (причинно-следственное) сочетание вещей есть уже подлинное
мышление - тут начало науки. Теперь взглянем, что
происходило - в генезисе логики - на противоположном конце начертанного нами
выше отрезка: там, где за пределами экстремали осталось оперирование двумя
элементами, уже вовсе иеотличимыми и неотчленимыми друг от друга. Как
преодолевается интеллектом в его историческом становлении возникающий тут
абсурд? Во-первых, приравнивание
нулю различия между двумя (и более) элементами есть начало перечисления и
счета. Без этого компонента названных выше компонентов было бы все еще
недостаточно для генезиса общих понятий, ибо общее понятие - счетное множество,
оно подразумевает возможность и необходимость отвлечься от различий между
частными понятиями или объектами, следовательно, ставить их в счетный ряд. Генетическая логика
должна различать перечисление и счисление. Перечисление начинается с того, что
два предмета, действия или звука полагаются настолько подобными, что
единственное различие между ними - их положение друг по отношению к другу, т.е.
их порядок в пространстве или во времени (порядковое различие предполагает
возможность их перестановки, что аннулирует и это различие). Возможно, древнейшая
такая пара - это искусственная точная симметрия, например,
ориньякско-солютрейского каменного наконечника. В мире звуковых знаков - это
слоги-дупли. Превращение однородной пары в целую однородную серию - непростой
переход; между тем и другим, очевидно, лежит особый тип попарной сериации,
исследованной на детях раннего возраста Ж. Пиаже и Л. С. Выготским: к одному из
членов в чем-либо одинаковой пары предметов присоединяется по совсем другому
признаку парный предмет и т.д., так что получается цепочка из многих разных
пар. Следующий шаг - когда вторая пара формируется по тому же самому признаку,
что и первая, - это уже собственно серия, или действие сериации. Иное название
для такого ряда - ритм. Это могут быть и звуки, и телодвижения (ряд
сукцессивный - во времени), могут быть и точки, и линии (ряд симультанный - в
пространстве). Материальная культура каменного века дает как
"орнаменты" такого рода, так и "украшения" - нанизки из
одинаковых зубов мелких животных или одинаковых костяных бусин. Изготовители, несомненно,
прилагали старания для неотличимости каждого предмета от остальных. Но у таких
рядов есть явные начало и конец. Техника шлифования в неолите дала возможность
создавать огромное число поистине неотличимых друг от друга топоров и пр.,
однако, по-видимому, только с началом века металла техника отливки довела эту
тенденцию до идеала - серии полных подобий стали почти безграничными.
Действительная бесконечность серии была достигнута с появлением колеса,
хоровода, обруча. Будучи по логической и психологической природе перечислением
(перебиранием), сериация не сразу и не обязательно является и счислением -
оперированием числами. Только на сериях таких неразличимых искусственных
предметов, как деньги, мы можем уверенно констатировать участие и счета. |
||