Древние Боги
|
||
Пожалуй,
самая первичная из них в восходящем ряду уклониться от слышания и видения того
или тех, кто формирует суггестию в межиндивидуальном общении. Лет десять назад один
пожилой ленинградский физиолог в частной беседе объяснил сложившуюся ситуацию
следующим образом: современными физиологами признается только то, что является
результатом использования микроскопа, скальпеля, химического анализа и т.п. Все
остальное – "философия". Тем не менее, рискну
высказать уверенность, что потребность физиологов в "философии" в
духе Павлова, Ухтомского и Поршнева исчезла не навсегда. Она еще вернется. [Опущены следующие
главы, в которых, в основном, приводится изложение соответствующих тем из книги
Поршнева "О начале человеческой истории": III. Зоология VII. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Исследования Поршнева,
затрагивающие культуру, касаются, главным образом, ее происхождения,
нейрофизиологических, зоологических, а также социально-психологических
предпосылок ее различных проявлений. Поэтому большая часть результатов
исследований Поршнева, которые можно было бы провести по ведомству
"культурология", фактически уже изложены выше, в предыдущих разделах
настоящей статьи. Здесь следует затронуть
еще несколько важных тем, которые оставались до сих пор за рамками нашего
изложения. 1. Этика и эстетика В поршневском анализе
главного этического вопроса "что такое хорошо и что такое плохо?"
отмечу три взаимосвязанных аспекта. 1. С одной
стороны, это исследование происхождения самой оппозиции "плохого" и
"хорошего". Из предыдущего изложения
должно быть ясно, что "плохим", "некрасивым" в конечном
счете оказывается все, что прямо относится к поведению палеоантропа времен
дивергенции, что хотя бы отдаленно напоминает такое поведение, наконец, все то,
что можно интерпретировать как "соучастие" в его грязных делах, как
"попустительство" ему, "соглашательство" с ним и т.п. Характерно, что
всевозможные этические своды разработаны в части "что такое плохо?"
всегда гораздо подробнее, детальнее, ярче, чем в части "что такое
хорошо?". "Хорошо" – это все, что не "плохо". Поэтому,
хотя большинство сравнительно-исторических исследований по этике и эстетике
занимается почти исключительно представлениями о "хорошем" и
"красивом", с точки зрения Поршнева, напротив, наиболее интересными
были бы исследования именно того, что в разные эпохи у разных народов считалось
"плохим" и "некрасивым". 2. С другой
стороны, это исследование самого физиологического и психологического механизма
осуществления запрета – запрета делать что-либо "плохое". Поршнев так
описывает общую "формулу" любого запрета – "нельзя, кроме как в случае...": Все
запреты, царящие в мире людей, сопряжены хоть с каким-нибудь, хоть с малейшим
или редчайшим исключением. Человек не должен убивать человека, "кроме как
врага на войне". Отношения полов запрещены, "кроме как в браке",
и т.п. Пользование чужим имуществом запрещено, "кроме как при дарении,
угощении, сделке" и т.п. Совокупность таких примеров охватывает буквально
всю человеческую культуру. Складывается впечатление", – осторожно
продолжает Поршнев, – "что чем глубже в первобытность, тем однозначнее и
выпуклее эти редчайшие разрешения, с помощью которых психологически
конструируется само запрещение. Нечто является "табу",
"грехом" именно потому, что оно разрешено при некоторых строго
определенных условиях. Это запрещение через исключение. По-видимому, при этом в
обозримой истории культуры представления о "табу", "грехе",
"неприкосновенном", "сакральном"" и т.п. мало-помалу
утрачивают свою генерализованность в противоположность чему-то, что можно и
должно. Происходит расщепление на много конкретных "нельзя".
Достаточно наглядно это видно в том, как в христианстве или в исламе
усложняется классификация "грехов" не только по содержанию, но и по
степени важности. |
||