Древние Боги
|
||
Какова же природа такого
специфического "конструирования" запрета? Отвечая на этот вопрос,
Поршнев ссылается среди прочего и на "философию имени", разработанную
Лосевым: Расчленяя
в слове как бы ряд логических слоев или оболочек, Лосев особое внимание уделил
тому содержанию слова, которое он назвал "меоном": в слове невидимо
негативно подразумевается все то, что не входит в его собственное значение. Это
как бы окружающая его гигантская сфера всех отрицаемых им иных слов, иных имен,
иных смыслов. Если перевести эту абстракцию на язык опыта, можно сказать, что
слово, в самом деле, выступает как сигнал торможения всех других действий и
представлений кроме одного-единственного. Происхождение
специфической формулы культурных запретов – запретов через исключение – лежит в
физиологической природе суггестии. Резюмируя долгий эволюционный путь от
интердикции к суггестии, Поршнев пишет: Но, в
конце концов, возникают, с одной стороны, такие сигналы, которые являются
стоп-сигналом по отношению не к какому-либо определенному действию, а к любому
протекающему в данный момент (интердикция); с другой стороны, развиваются
способы торможения не данной деятельности, а деятельности вообще; последнее
достижимо лишь посредством резервирования какого-то узкого единственного
канала, по которому деятельность может и должна прорваться. Последнее уже есть
суггестия. Возникнув в качестве
инструмента торможения всего, кроме чего-то одного, суггестия породила два
различных социальных феномена: слово человеческой речи, в которой доминирующим
стало "можно только это", то есть "должно", и культурную норму,
в которой, наоборот, доминирующим стало "нельзя все остальное". 3. Наконец,
Поршнев специально анализирует наиболее древние запреты, выделяя три их
важнейшие группы. К первой группе он
относит запреты убивать себе подобного, то есть ограничение сформированного в
ходе дивергенции фундаментальной биологической особенности человека, о чем уже
шла речь выше: По-видимому,
древнейшим оформлением этого запрета явилось запрещение съедать человека,
умершего не той или иной естественной смертью, а убитого человеческой рукой.
Труп человека, убитого человеком, неприкасаем. Его нельзя съесть, как это,
по-видимому, было естественно среди наших далеких предков в отношении остальных
умерших. К такому выводу приводит анализ палеолитических погребений. С покойника неприкасаемость
распространялась и на живого человека. Он, по-видимому, считался неприкасаемым,
если, например, был обмазан красной охрой, находился в шалаше, имел на теле
подвески. На определенном этапе право убивать человека ограничивается
применением только дистантного, но не контактного оружия; вместе с этим
появляются войны, которые в первобытном обществе велись по очень строгим
правилам. Однако человек, убитый по правилам, уже мог быть съеден. Таким образом, Поршнев
намечает процесс постепенного преодоления "свойства" человека убивать
себе подобных. В другом месте он так говорит о процессе монополизации
государством права убивать (об этом пойдет речь в разделе Политические науки): |
||