Древние Боги
|
||
Отвлеченная философия,
конечно, предпочла бы этот второй вариант. Если семантика вскрывает историческое
изменение смыслового значения любых слов, то тут, наоборот, вскрывается
изменение смыслового значения слов в зависимости от того, к какому концу
истерии оно применено. Какое огромное поле для диалектики! Практически создание
нового ассортимента терминов предпочтительнее, чем нарушение на каждом шагу
формальнологического закона тождества. Впрочем, и этот новый арсенал научного
языка – только отсрочка, только сужение того хронологического интервала, где
"ископаемый", "доисторический" инструментарий должен как-то
уступить место противоположному – "современному",
"историческому". Поэтому, чтобы выйти из затруднения, для ранней поры
лучше, например, физиологический термин "вторая сигнальная система",
который для более высоких исторических этажей вытесняется словами
"язык", "устная и письменная речь". Специальный
инструментарий все же помог бы потеснить из "доистории" слишком
привычные и потому неясные слова; замена слов легче, чем абстрагирование смысла
от привычных слов. Итак, в результате
предварительного анализа мы уже имеем два определения человеческой истории,
одинаково нужных для формирования понятий ее начала. Во первых, человеческая
история как ускорение. Социальному бытию как форме движения материи присуще
такое нарастание прогрессивных трансформаций во времени, что сравнительно с
этим ускорение, присущее филогении, биологической эволюции, может быть
приравнено нулю. Вместе с тем тут может быть приравнено нулю и действие закона
естественного отбора. Во-вторых, человеческая
история как превращение противоположностей. Отсюда следует мнимость разных
предлагаемых констант. Поясним такое понимание развития с помощью следующей
схемы (схема 4). Здесь показано, что
прогресс Б есть одновременно регресс А. То начало в человеческой
истории, которое мы обозначили буквой А, т.е. которое регрессирует, это отнюдь
не наше животное наследие. Но это и не то человеческое начало, которое
неуклонно побеждает. Значит, в обычных популярных изложениях зари человеческой
истории опускается какой-то субстрат огромной важности, без которого развития
не понять. Принято же излагать дело так: "формирующиеся люди"
четвертичной эпохи – это как бы смесь свойств обезьяны и человека в тех или иных
пропорциях, некие дроби между двумя целыми числами. Ничего третьего.
Становление человека -это нарастание человеческого в обезьяньем. От зачатков,
зародышей до полного, доминирования общественно-человеческого над
животно-зоологическим. Эта схема – самообман. Искомое новое не выводится и не
объясняется причинно, оно только сначала сводится в уме до бесконечно малой
величины, приписывается в таком виде некоей обезьяне, а затем выводится из
этого мысленно допущенного семени. Переход от животного к
человеку нельзя мыслить как борьбу двух начал. Должно мыслить еще это А,
отсутствующее как у животного, так и у человека: отрицание зоологического, все
более в свою очередь отрицаемое человеком. Конечно, в мире животных найдутся
частичные признаки этого посредствующего явления, а в мире людей – его
трансформированные следы. Но главное, увидеть в картине начала истории не
только то, что тут обще с животным или человеком, а то, что противоположно и
тому и другому, что обособляет ее от жизни и животного и человека. Человек же
рождается в обособлении преимущественно от этого посредствующего, а вовсе не от
"обезьяньего". Такое обособление почти не брезжит у истоков истории,
но оно наполняет ее долгую первую часть, в известном смысле тянется сквозь всю
историю. Однако начинается история именно с той бесконечно малой величины
человеческого отрицания, которая затаена в темном массиве этого исходного
субстрата. |
||