Древние Боги
|
||
В заключение – о месте
проблемы начала истории в системе мировоззрения как целого. Вот слова уже
упоминавшегося Леруа-Гурана: "Я думаю, что занятия предысторией –
подпираются ли они религиозной метафизикой или диалектическим материализмом –
не имеют другого реального значения, как расположить будущего человека в его
настоящем и в его наиболее удаленном прошлом". Иначе говоря, провести
прямую линию через две данные точки – через наиболее удаленное прошлое и через
настоящее – и протянуть ее вперед. Это очень верно сказано. Но тем больше
давления оказывает идеологическое предвосхищение будущего на определение и
толкование "наиболее отдаленного прошлого". Леруа-Гуран далее
констатирует: "Палеонтология, антропология, предыстория, эволюционизм во
всех его формах служили лишь для обоснования занятых позиций, имевших совсем
другие истоки. Поскольку проблема возникновения человека существует и для
религии, и для естественных наук и поскольку, доказывая одно возникновение или
другое, можно рассчитывать опрокинуть противоположное, центральное место долгое
время занимал "обезьяний вопрос". Ныне не подлежит сомнению, что
мотивы этих споров лежали вне научного исследования". Сам Леруа-Гуран считает,
что никакого "обезьяньего вопроса" не существует, ибо мысль о
переходном звене между обезьяной и человеком должна быть отброшена: всякий
прямоходящий примат – человек, а полусогнутого не может быть. Далекий общий
биологический предок обезьян и людей не представляет актуального интереса, а
черты анатомического сходства между теми и другими могли ведь возникнуть
конвергентно. Идеи эти не новы и много раз опровергнуты. Нет, "обезьяний
вопрос" не мертв (чему посвящена следующая глава), а представление, что
научное исследование "наиболее отдаленного прошлого" освободилось,
наконец, от всякой идеологической подкладки, опровергается хотя бы тем, что
мыслью самого Леруа-Гурана руководят в высшей степени несовершенные
философско-психологические концепции, лежащие вне современной философской и
психологической науки. Верно лишь, что занятия
проблемой начала человека всегда были полем скрещения шпаг религии (хотя бы
преобразованной в тончайший идеализм) и естествознания (в его имманентных
материалистических тенденциях). Одним из проявлений борьбы были старания
удалить или приблизить время возникновения человека. Здесь можно различить два
цикла. Задача Ляйеля, Ларте, Мортилье и других пионеров изучения "доистории"
прежде всего состояла в доказательстве неизмеримо большей древности человека,
чем допускала библия с ее легендой о потопе. Они стремились отнести начало
развития человечества к возможно более далекому геологическому периоду, тогда
как их противники из церковного лагеря старались укоротить прошлое
человечества. Последним удалось в конце концов одержать даже некоторую победу:
Мортилье горячо отстаивал существование доисторического человека еще в
третичном периоде, но ими было доказано, что находимые в третичных отложениях
"эолиты", на которых он основывался, не являются плодом искусственной
обработки. Однако эта победа была лишь запоздалым и бесполезным отголоском
проигранной ими битвы, ибо искусственные орудия и костные остатки человека
четвертичного периода все равно неопровержимо свидетельствовали против библии,
подтверждая глубочайшую древность человека. |
||