Древние Боги
|
||
Загадка человека и
состоит в загадке начала человеческой истории. Что началось? Почему и как
началось? Когда началось? Последний вопрос лежит на поверхности, порождает
споры в советской научной печати. Если говорить об узко хронологическом
аспекте, налицо три ответа. 1.
Люди и их специфическая, т.е. уже не
чисто биологическая, история начались примерно полтора-два миллиона лет назад.
Это было обусловлено появлением в конце третичной или начале четвертичной
геологической эпохи видов прямоходящих высших приматов с головным мозгом
поначалу еще эволюционно более близким к антропоиду, чем к современному
человеку, но с рукой, способной производить орудия, пусть предельно
элементарные, но свидетельствующие об основном комплексе человеческих социально-духовных
качеств. Возникновение последних – "скачок", даже "акт". 2.
Люди – это вид Homo sapiens,
сформировавшийся 40-35 тыс. лет тому назад, а окончательно – 25-20 тыс. лет
назад, и только такова максимальная длительность человеческой истории; что же
касается предшествовавших полутора-двух миллионов лет развития предковых форм,
то они могут быть полностью интерпретированы в понятиях естествознания.
Переходный процесс становления человека занимает отрезок, начинающийся с
поздних палеоантропов и включающий ранних неоантропов. 3.
Обе вышеуказанные грани отмечают начало и
конец ("два скачка") процесса формирования человека из
предшествовавшей животной формы. Каждое из этих трех
направлений претендует на единственно правильное понимание научно-философского
метода. Каждое опирается на различного рода фактические данные. Для полноты следует
отметить и четвертую предлагаемую позицию: антропоиды (человекообразные
обезьяны) обладают в зачатке свойствами, например "исследовательским
поведением", "орудийной деятельностью", которые позволяют
противопоставить их вместе с людьми всему остальному животному царству, –
следовательно, перелом восходит к миоцену. Решение спора должно
исходить прежде всего от естественных наук. В силах они или бессильны с
достаточной полнотой объяснить особенности жизнедеятельности высших приматов до
Homo sapiens, как и объяснить его появление? Если в силах – ничто не в праве их
лимитировать. Великий философский принцип, перед которым, может быть,
капитулировал бы дуализм и Декарта, и Канта, изложил И. П. Павлов: "Я не
отрицаю психологии как познания внутреннего мира человека. Тем менее я склонен
отрицать что-нибудь из глубочайших влечений человеческого духа. Здесь и сейчас
я только отстаиваю и утверждаю абсолютные, непререкаемые права естественнонаучной
мысли всюду и до тех пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где
кончается эта возможность!" Эта книга и представляет собой смотр наличных
и намечающихся мощностей естественнонаучного продвижения в тайну человеческого
начала. Однако направляющий луч
должна бросить на предмет не философия естествознания, а философия истории. В
частности, категория историзма. Когда-то история выглядела как рябь
случайностей на поверхности недвижимого, неизменного в своих глубинах океана
человеческой сущности. Историки эпохи Возрождения, как Гвиччардини или
Макиавелли, да и историки эпохи Просвещения, включая Вольтера, усматривали
мудрость в этом мнении: как будто бы все меняется в истории, включая не только
события, но и нравы, состояния, быт, но люди-то с их характерами, желаниями,
нуждами и страстями всегда остаются такими же. Что история есть развитие, было
открыто только в конце XVIII – начале XIX в. под пробуждающим действием Великой
французской революции, было открыто Кондорсе в прямолинейной форме
количественного материального прогресса, а великим идеалистом Гегелем – в
диалектической форме развития через отрицание друг друга последовательными
необходимыми эпохами. Но лишь с возникновением марксизма идея
всемирно-исторического развития, включающая развитие самого человека, получила
научную основу и сама стала теоретической основой всякого историописания.
Только с этого времени открылся простор для историзма. И все-таки марксистская
историческая психология наталкивается тут и там на привычку историков к этому
всегда себе равному, неизменному в глубокой психологической сущности, т.е.
неподвижному человеку вообще. |
||