Древние Боги
|
||
Особенно это сказывается
тогда, когда речь идет об отдаленнейшем прошлом. Если, по словам Энгельса,
наука о мышлении – это наука об историческом развитии человеческого мышления,
то немало археологов и этнологов полагают, что историю имеют мысли, но ни в
коем случае не мышление. То же относится к основам чувств, восприятия,
деятельности человека. Но историзм неумолимо надвигается на последнее прибежище
неизменности. Раз все в истории развивается, меняется не только количественно
(а это подразумевает и переход в свою противоположность), значит, нет места для
представления, что все менялось во всемирно-историческом движении человечества,
за исключением носителя этого движения, константной его молекулы – человека.
Изменения общества были вместе с тем изменениями людей, разумеется не их
анатомии, но их психики, которая социальна во всем, на всех своих уровнях.
Подставлять себя со своей субъективностью на место субъектов прошлого – форма
антропоморфизма. Наиболее вопиюще это прегрешение ученого, когда оно относится
к древнейшим пластам истории – к доистории. Историзм приводит к
тезису: на заре истории человек по своим психическим характеристикам был не
только не сходен с современным человеком, но и представлял его
противоположность. Только если понимать дело так, между этими полюсами
протягивается действительная, а не декларируемая словесно дорога развития.
Раскрыть конкретнее биологическое и социальное содержание такого тезиса –
задача некоторых глав лежащей перед читателем книги. Социальное нельзя свести
к биологическому. Социальное не из чего вывести, как из биологического. В книге
я предлагаю решение этой антиномии. Оно основано на идее инверсии. Последняя
кратко может быть выражена так: некое качество (А/В) преобразуется в ходе
развития в свою противоположность (В/А), – здесь все не ново, но все ново.
Однако надлежит представить себе не одну, а две инверсии, следующие одна за
другой. Из них более поздняя та, о которой только что шла речь:
последовательный историзм ведет к выводу, что в начале истории все в
человеческой натуре было наоборот, чем сейчас (если отвлечься от того, что и
сейчас мы влачим немало наследства древности): ход истории представлял собой
перевертывание исходного состояния. А этому последнему предшествовала и к нему
привела другая инверсия: "перевертывание" животной натуры в такую, с
какой люди начали историю. Следовательно, история вполне подпадает под формулу
Фейербаха "выворачивание вывернутого". Но данная книга
посвящена только началу истории. Соответственно ее заявка – философская и
естественнонаучная – состоит в установлении первой инверсии. Но мы должны
предвосхитить этот вывод, прежде чем приступить к делу. В гуманитарных науках
для того чтобы достигнуть объективной истины, надо относиться к объекту
субъективно. Марксу надо было отрицать капитализм, бороться с ним, чтобы
познать его тайны. Одно дело любить свою профессию, в нашем случае доисторию,
другое – восхищаться ископаемыми неандертальцами. В последнем случае прогноз
один – ослепление. Перед исследователем доистории дилемма: либо искать радующие
его симптомы явившегося в мир человеческого разума – нашего разума, либо искать
свидетельства того, что позади нас – чем глубже, тем полнее – царило то, от
чего мы отделывались, отталкивались, становясь понемногу в ходе истории
разумными людьми. В первом случае неизбежен "акт" (со всеми
вытекающими отсюда печальными для естествознания последствиями). Во втором –
можно достигнуть научного познания. |
||