Древние Боги
|
||
Один из столпов
реакционной "палеоэтнологии", Менгин, в книге "История
мира" пишет: долгое время думали, чем древнее археологические остатки, тем
ближе находился человек к исходному и дикому состоянию, но на самом деле это не
так, человек с самого начала появляется со всем своим духовным достоянием – с
языком, мышлением, правом, собственностью, нравственностью, религией,
искусством. Маститый и авторитетный археолог аббат Брейль в своей обобщающей
работе в том же коллективном труде "История мира" доказывает
читателю, что уже в нижнем палеолите существовала "творческая духовная
деятельность", "богатая духовная жизнь", проявлявшаяся не только
в материальной культуре, но и в религиозных верованиях, искусстве и т.д. Хотя
кроме остатков каменных орудий и костей животных археология ничего не дает, Брейль
из одного лишь факта наличия большого количества человеческих черепов в пещерах
Чжоукоудянь и других выводит существование у людей той поры и "культа
черепов", а следовательно, культа семейных святынь, и культа предков,
ритуального каннибализма, и войн между разными группами. Идея всей этой
"Истории мира" такова: "природа человека" никогда не
менялась, она остается неизменной с того момента, как бог вложил душу в шкуру
обезьяноподобного предка человека; лишь материализм грозит возродить животное начало
в человеке, и поэтому десятый том, посвященный современной эпохе, вышел под
предостерегающим заглавием – "Мир в кризисе". Как видим, эти две
тенденции в палеоантропологии -отстаивать неизменность человеческой натуры и
удлинять, елико возможно, древность его появления в мире – выступают в связи
друг с другом. И я не склонен в
конечном счете их разъединять, хотя, разумеется, есть много ученых, которые
усматривают в вопросе о древности человека лишь вопрос факта: заполнения и
углубления палеонтологической летописи – цепи ископаемых находок, за которыми
ученый эмпирически следует. Действительно,
палеонтология гоминид в течение XX в. неутомимо удлиняет время существования
человека на земле и тем самым его историю. Упорные усилия исследователей
направлены именно в эту сторону. Нет, снова и снова говорят нам, не здесь
перерыв между последней обезьяной и первым человеком, а еще глубже, еще
древнее. К этому почти сводится сейчас движение науки о происхождении человека,
и это кажется отвечающим научной потребности ума (хотя одновременно и
потребности верить, что таинство скрыто в вечно недостижимой глубине).
Сенсационные открытия следовали одно за другим: австралопитеки Дарта,
мегантропы и гигантопитеки Кенигсвальда, Homines habiles Лики. Древность
человека возросла от одного миллиона до двух миллионов лет, и похоже, что его
останки все-таки обнаружат в третичном периоде (в плиоцене), как предполагал
Мортилье. И вот 17 лет тому назад
я отважился поднять голос за обратную перспективу: за решительное укорочение
человеческой истории на целых два порядка. Целью и смыслом данной книги
является обосновать, что теперь именно это отвечает материалистической
тенденции в науке о человеке. |
||