Древние Боги
|
||
И вот мы наблюдаем
полную смену стратегии: именно эти противники Мортилье теперь стараются отнести
возникновение человека как можно дальше в глубь времен. В этом состоит
настойчивая тенденция трудов Брейля. Реакционная антропология тоже пронизана
этим стремлением. Джонс доказывает, что человек произошел не от обезьяны, а от
гипотетического "тарзоида", жившего в третичный период. Вестенгефер
доказывает, что предки человека не связаны с обезьяной, а отделились от
родословного древа млекопитающих 200 млн. лет назад. В чем же смысл этого
стратегического поворота? Если в глазах Мортилье "доисторический
человек" был обезьяночеловеком, существом, развитие которого еще полностью
определялось законами биологической эволюции, то Осборн, как и многие другие,
утверждает, что человек никогда не проходил стадии обезьяночеловека. Брум
пишет, что развитие человека шло под влиянием "высшей целенаправленной
силы". Иными словами, новый план состоит в том, чтобы отказаться от
безнадежной перед лицом научных данных защиты конкретных черт библейского
предания, но спасти главное – учение о сотворении человека богом "по
образу и подобию своему", отнеся этот акт творения возможно дальше в
темное прошлое. В современной зарубежной
философско-теологической литературе пропагандируется мысль, что явные
противоречия библии с данными науки объясняются просто стремлением составителей
библии сделать божественное откровение доступным тем людям, которые еще не
знали современной науки, приспособить его к их пониманию: они ведь, как дети,
не поняли бы писания, если бы оно говорило с ними языком науки. В частности, им
сказали, что человек был создан богом из горсти земли, просто в том смысле, что
бог вдохнул душу в "прах", в неодушевленную материю, ибо они не
поняли бы, если бы было сказано, что бог вдохнул душу в высокоразвитую
антропоморфную обезьяну, или "тарзоида", и что этот акт творения
осуществился путем особой "мутации". Не все ли равно, в самом деле,
какой материал использовал бог при творении человека? Исследование этого
материала и его свойств, использованных богом, религия полностью передоверяет
науке. Важно лишь, что в один прекрасный момент совершилось чудо –
обезьяноподобный предок человека преобразился в человека, в теле которого
зажглась божественная искра – душа. Задача антропологии состоит лишь в том,
чтобы загнать момент перехода от животного к человеку в какой-либо далекий, не
заполненный палеонтологическими данными интервал, где и совершилось таинство, и
в том, чтобы приписать всем действительно известным науке эволюционным формам
ископаемых гоминид это абсолютное отличие от животных: душу, сознание, мысль. Так, одно из наиболее
распространенных пособий по палеоантропологии – "Первые люди",
написанное профессорами Католического института Бергунью и Глори и изданное под
попечительством архиепископа Тулузского, сопровождается визой ректора
Католического института: "Nihil obstat" – "препятствий не
имеется", никаких противоречий с религией нет. Здесь в общем все на уровне
современных естественнонаучных и археологических знаний. Но появление Человека
(с большой буквы), начиная с питекантропа (может быть, и с австралопитека),
трактуется как завершение "творения" – возникновение "духа",
"разума", "человеческого психизма", в корне отличного от
психики хотя бы и использующих палки обезьян; появление человека было чудом: он
изготовляет орудия и оружие, зажигает огонь, внушает трепет животным. |
||