Второе представляется
отвечающим действительности. Чтобы убедиться, нужно систематически рассмотреть
ту проблему, которая лежала в самой сердцевине, в самом ядре противоречий
соперничавших концепций антропогенеза. Это -проблема обезьяночеловека.
В великой книге Дарвина
"Происхождение видов путем естественного отбора", вышедшей в 1859 г. (одновременно с
работой Маркса "К критике политической экономии"), еще не говорилось
о происхождении человека. Лишь в заключительной части Дарвин в нескольких
словах высказывает надежду, что в будущем откроется еде одно новое поле
исследования: эволюционная психология, происхождение человека. Но книга Дарвина
послужила как бы ключом, разомкнувшим двери для научной мысли. Э. Геккель
вспоминал, что еще до ее прочтения, находясь в Италии в начале 1860 г., он услышал от
друзей "об удивительной книге сумасшедшего англичанина, которая производит
сенсацию и ставит кверху дном все существовавшие дотоле взгляды на
первоначальное происхождение животных видов". По возвращении в Берлин,
вспоминает Геккель, он встретился "с сильнейшей оппозицией против труда
Дарвина... Знаменитые тогдашние корифеи биологии... все сходились на том, что
дарвинизм – это только фантазия взбалмошного англичанина и что это
"шарлатанство" будет скоро забыто". На деле же, вооруженная
новым светом, научная мысль неудержимо двинулась вперед штурмовать проблему человека.
Переворот в биологии,
совершенный Дарвином, публика впоследствии навеки связала с тезисом
"человек произошел от обезьяны". Однако этот тезис Дарвину не
принадлежит. Он явился выводом, сделанным другими из его теории
видообразования. А именно, его сделали и обосновали Фохт, Гексли, Геккель,
причем все трое без малого одновременно -три-четыре года спустя после выхода
книги Дарвина.
Что до Дарвина, он
молчал 12 лет и только в 1871 и 1872 гг. опубликовал одну за другой две книги:
"Происхождение человека и половой отбор" и "О выражении эмоций у
человека и животных". Эти книги Дарвина явились его косвенным ответом на
научную ситуацию, сложившуюся за эти 12 лет. Да и общественная обстановка после
Парижской коммуны требовала сугубой осторожности. Дарвин для охраны своего
главного детища счел необходимым этими книгами отмежеваться от некоторых смелых
продолжений, выдвинутых его могучими адептами. Что же именно произошло?
Ни Гексли, ни Геккель не
могут в строгом смысли считаться первооткрывателями происхождения человека от
обезьяны: немного раньше их эту истину открыл и фундаментально обосновал зоолог
К. Фохт – в публичных лекциях, прочитанных в 1862 г. в Невшателе
(Швейцария) и опубликованных в двух томах в 1863 г. Их заглавие:
"Лекции о человеке, его месте в мироздании и в истории Земли". В
предисловии Фохт отмечает, что рукопись была сдана издателю в середине января 1863 г. Очевидно, следует
признать приоритет К. Фохта в создании теории происхождения человека от
обезьяны. Фохт – противоречивая фигура: с одной стороны, великолепный зоолог,
деятель немецкой революции 1848 – 1849 гг., вынужденный после победы
контрреволюции бежать и всю жизнь прожить в эмиграции в Швейцарии, страстный
борец с религией, близкий друг Герцена, с другой – источник философии
вульгарного материализма и нападок на социализм и рабочее движение.