Древние Боги
|
||
Борьба Вирхова против
дарвинизма достигла своей кульминации в Но атака Вирхова
запоздала. В В первых двух главах и в
шестой главе своей книги "Происхождение человека и половой отбор"
Дарвин счел необходимым резюмировать и кое в чем дополнить то, чего достигли
авторы, применившие к антропологии идеи эволюции видов. Следуя во многом Гексли
и Фохту, он охарактеризовал сходство строения тела и функции у человека и
других животных, в особенности антропоморфных обезьян; следуя во многом
Геккелю, – эмбриологическое сходство человека и других животных; следуя во
многом Канестрини ( Главное место в этой
книге, как и в следующей (о выражении эмоций у животных и человека), Дарвин
отвел доказательствам психической и социальной однородности человека с животным
миром. Уже в "Происхождении видов" Дарвин заявил себя сторонником
психологии и социологии Г. Спенсера. Таковым он и показал себя в полной мере в
указанных двух сочинениях. В главах по сравнительной психологии животных и
человека есть интересные наблюдения, но нет глубоких идей. Тут все проблемы
решаются путем иллюстраций, будто в человеке нет ничего качественно нового по
сравнению с животными, а существуют лишь количественные различия, накопившиеся
постепенно. Источники морали и общественного поведения людей – в общественных
инстинктах животных. Ни разум человека, ни способность к совершенствованию и
самопознанию, ни употребление орудий, ни речь, ни эстетическое чувство, ни вера
в бога, не говоря о более простых психологических категориях, как воображение,
не представляют собою специфического достояния человека – все это налицо у
животных и все это в человеке естественный отбор лишь усилил. |
||