Древние Боги
|
||
Трудно представить себе
что-нибудь более антикартезианское. Но именно эта крайность придала дарвинизму
в глазах почтенного общества некоторую безобидность. По воспоминаниям Аллена,
эти положения великого биолога вызвали довольно вялый интерес общества. "В
1859 году оно с ужасом кричало: "отвратительно!", в 1871 году
снисходительно бормотало: "и это все! да ведь всякий уже знает об
этом"". Хотя, казалось бы, происхождение человека – гораздо более
волнующий научный переворот, чем механизм трансформации животных видов, многие
умиротворились с выходом этой книги. А 23 года спустя, когда Дарвина с великой
пышностью хоронили в Вестминстерском аббатстве, церковь фактически подписала с
ним перемирие, признав, что его теория "не необходимо враждебна основным
истинам религии". Просто вопреки Декарту бог вложил чувство и мысль, речь
и мораль не в одного лишь человека, а во все живое, дав душе свойство
накопления в ходе развития видов. Итак, Дарвин зачеркнул
идею о промежуточном звене, находившемся в интервале между обезьяной и
человеком. Остался лишь тезис Гексли, что человек произошел от обезьяны,
напоминающей нынешних антропоидов, однако подправленный, смягченный отсылкой к
древней вымершей форме вроде дриопитека. Что же до лишенного речи и разума
обезьяночеловека, хотя физически символизирующего постепенность, но психически
– разрыв постепенности, он был осужден на исчезновение в кругу дарвинистов.
Однако он проявил удивительную непослушность Дарвину и упрямую живучесть в умах
дарвинистов. В частности, как уже
отмечено выше, первые выкопанные черепа неандертальцев были некоторыми
дарвинистами истолкованы как останки промежуточного обезьяночеловека. Как раз в
70 – 80-е годы ученые вспомнили о прежних находках. В При всей фрагментарности
этих костных остатков складывался определенный образ, заметно отклонявшийся от
скелета человека и как раз в сторону обезьяны: сутулый, с понижающимся черепным
сводом, с выступающими надглазничными дугами, с убегающим подбородком. Это
казалось вполне удовлетворительным приближением к обезьяночеловеку, в частности
французским авторам (в Англии Гексли, Кинг, в Германии Шаффгаузен были
несколько осторожнее). Прикладывая схему Геккеля, проводили мысленную прямую
линию между человеком и антропоморфной обезьяной через неандертальца; хотели
видеть в нем биссектрису, делящую угол между человеком и обезьяной.
Неандерталец не очень-то укладывался на эту середину и его подчас несколько
стилизовали, подталкивали к обезьяне, благо не доставало и лицевых костей, и
других костей скелета. Но и само представление, что только точно срединное
морфологическое положение удостоверяет личность обезьяночеловека, было наивным,
начальным. Почти не возникало и помысла, чтобы понятие обезьяночеловека могло
охватывать несколько видов, стоящих морфологически на разных расстояниях между
обезьяной и человеком. Только Мортилье допускал идею о "расах"
обезьянолюдей. Однако научная мысль деятельно ставила вопросы, которые таили
разные возможные продолжения этой эпопеи. Отметим два противоположных хода
мыслей. |
||