Древние Боги
|
||
Почти одновременно с
выходом книги Г. Швальбе ( В этой истории
настораживает внимание компетентность автора "открытия" в геологии и
сравнительной анатомии. А еще более – глубина философского замысла. Между
обезьяной и человеком не может быть ничего: есть лишь чудо зарождения и
развития человеческого духа в обезьяньем теле. Пнльтдаунскую подделку сейчас
приписывают археологу-любителю Даусону. Но указывают на возможное авторство
юного иезуита Тейар де Шардена, в указанные годы проживавшего в тех местах, в
Суссексе. Похоже, что Даусону столь проницательный и квалифицированный план был
не по плечу. И в самом деле, пусть некоторые морфологи с самого начала
отказывали в правдоподобии такому сочетанию черепа и челюсти, но они не смогли
сформулировать никаких возражений с точки зрения психологии. Знаменательно, что
пильтдаунская подделка была разоблачена лишь 50 лет спустя, когда в ней как в
строительной подпорке уже не стало надобности: обезьяночеловек Геккеля – Фохта
– Мортилье был сведен на нет – остался только вопрос о последней обезьяне и
первом человеке. Зачем настаивать на высоком черепе? Где-то давно-давно,
"на заре" человеческий ум зажегся под черепной крышкой антропоида и
стал ее раздвигать. Какая противоположность тому, что намечал Дарвин, какая
расплата за его зоопсихологию, какой реванш картезианства! В 20-х годах ископаемые
обезьянолюди как бы в ответ появлялись снова там и тут из-под земли, причем
очень обильно. В Азии – синантропы (в общем довольно близкие к яванским
питекантропам). За 10 лет раскопок в пещере Чжоукоудянь антропологи Блэк, Пэй
Вэнь-чжун, Тейар де Шарден, Брейль и Вейденрейх извлекли останки сотни особей.
В Африке – сначала звероподобный неандерталоид из Брокен-Хилла, чуть позже –
начало "австралопитековой революции": нескончаемой по сей день серии
(порядка 350 особей) находок костей австралопитеков и близких к ним форм,
сделанных Дартом, Брумом, Робинсоном, Шеперсом, Тобайасом, Лики и другими. |
||