Древние Боги
|
||
Что было делать ученым
умам перед парадом этих существ? Считать их животными – хоть двуногими, но
дочеловеческой природы? Да, по инерции иные исследователи еще понимали их так.
Их обильные останки предполагали объяснять тем, что на них охотились и их
пожирали вышестоящие древние люди, которые и оставили тут следы своих костров и
свои каменные орудия. Но это не получило широкого признания, да и не было уже в
20 – 30-х годах и позже надобности в исходной посылке: ведь теперь все свыклись
с мыслью, что в обезьяньем теле может гнездиться человеческий дух. Особенно
надежным внешним проявлением его внутреннего присутствия все единодушное
считались находки близ этих останков хоть самым грубым образом оббитых камней,
а также костей убитых и съеденных животных. Поэтому как-то легко сжились с
мыслью, что питекантропы как и синантропы (позже – еще атлантропы и т.п.) – это
лишь условная номенклатура, а на деле обезьянолюди растаяли: раз каменные
орудия, раз охота на антилоп, раз огромный слой пепла – значит люди. Точно так
же, хоть подчас и спорно, но подыскались каменные орудия для родезийского
человека, для презинджантропа и др. Сложнее оказалось дело с
австралопитеками. Не то беда, что у них объем мозга и его строение (по
внутреннему очертанию черепа – эндокрану) в общем такие же, как у шимпанзе или
гориллы, а то, что при них не оказалось каменных орудий. Правда, именно это
дало Р. Дар-ту повод выдвинуть остроумную концепцию по поводу генезиса орудий
вообще: древнейшие орудия и должны быть не каменными, а из рогов, зубов, костей
животных, так как человек начинает с того, что мобилизует в своих руках все те
виды орудий, которыми природа снабдила животных, – он этим становится
сверхживотным. Австралопитеки, доказывал Дарт, убивали животных, кости которых
с ними найдены, всем оружием, каким только убивали друг друга какие-либо
животные. Позже каменные орудия являлись долгое время всего лишь подражанием
клыку, челюсти, рогу и т.п. Эта теория однако не получила признания археологов,
она ослабляла их опору на главный источник – изделия из камня. И вот логика
ликвидации обезьяночеловека привела к почти единодушному признанию
австралопитековых просто обезьянами – особым подсемейством или, согласно
другим, семейством рядом с высшими антропоморфными обезьянами, семейством,
характеризующимся двуногостью – вертикальным положением. От них отделили лишь
немногих, как презинджантропа, не отличающихся существенно по морфологии, но изготовлявших
грубейшие орудия "олдовайского" типа из гальки: эти признаны
опять-таки не обезьянолюдьми, а людьми, может быть, первыми людьми, под
названием Homo habilis – "человек умелый". Здесь нет необходимости
излагать дальнейшую последовательность палеоантропологических находок, столь
обильных и важных в 40 – 60-х годах. Они крайне осложнили вопросы систематики и
эволюции, в частности и в особенности всю проблему палеоантропов
(неандертальцев), добавив к "классической" западноевропейской форме,
пополнившейся рядом новых находок, например Монте-Чирчео, по крайней мере еще
четыре формы: 1) ранние западноевропейские неандертальцы с пресапиентными
чертами (Штейнгейм, Крапина, Саккопасторе, Сванскомб, Фонтешевад, Монморен); 2)
переднеазиатские "прогрессивные" палеоантропы (Схул, Табун, Шанидар и
др.); 3) поздние южные примитивные палеоантропы (Брокен-Хилл, Салданья,
Ньяраса, Нгандонг, Петралона); 4) еще более поздние "переходные"
палеоантропы (Подкумок, Хвалынск, Новоселки, Романковка и др.). Однако
самоновейшая история науки об антропогенезе уже не имеет дела с проблемой,
которой посвящена данная глава, – с проблемой обезьяночеловека. Эта проблема
словно осталась навсегда позади. |
||