Древние Боги
|
||
Но и этому третьему
этапу приходит конец вместе со следующим зигзагом флюктуации хищной фауны в
позднем плейстоцене. Необычайно лабильные и вирулентные палеоантропы осваивают
новые и новые варианты устройства в среде, но кризис надвигается неумолимо.
Этот кризис и выход из него здесь невозможно было бы описать даже самым кратким
образом. Пришлось бы ввести в действие такие мало знакомые читателю
зоологические Феномены, как адельфофагия (умерщвление и поедание части представителей
своего собственного вида), и рассмотреть совершенно новый феномен – зачаточное
расщепление самого вида на почве специализации особо пассивной, поедаемой части
популяции, которая однако затем очень активно отпочковывается в особый вид, с
тем чтобы стать в конце концов и особым семейством. Биологическая проблема
дивергенции палеоантропов и неоантропов, протекающей быстро, является самой
острой и актуальной во всем комплексе вопросов о начале человеческой истории,
стоящих перед современной наукой. Тот факт, что
троглодитиды для своего специфического образа питания принуждены были оббивать
камни камнями, несет в себе и разгадку появления у них огня. Искры сыпались в
большом числе при ударах друг о друга кремней и других пород. Теоретически и
экспериментально доказано, что эти искры способны зажечь любой вид трута. А в
роли такового выступала настилка любого логова и жилья троглодитид, несомненно,
однородная с настилкой берлог, нор, гнезд других животных. Тление настилки в
местах обитания троглодитид возникало хоть очень редко, но неуклонно. Иными
словами, зачатки огня возникали непроизвольно и сопровождали биологическое
бытие троглодитид. Первая польза, извлеченная ими из такого тления, – это,
вероятно, вытапливание с его помощью дополнительных количеств костного мозга из
трубчатых и особенно губчатых скелетных фрагментов. Таковы некоторые
основания для восстановления идеи обезьяночеловека в ее первоначальном смысле,
но на уровне современных биологических представлений. Для выделения же Homo
sapiens в особое семейство, более того, в качественно и принципиально новое
явление служат другие аргументы. Ход развития современной
психологической науки вплотную привел ее к необходимости значительно углубить и
уточнить понятие человеческой деятельности. Здесь достигнуты немаловажные
успехи. Попробуем подойти к антропогенезу с точки зрения теории деятельности. Примем как исходный
тезис В. А. Звегинцева: человек говорит, мыслит и действует, все это вместе
составляет его деятельность. Иными словами, триада деятельности человека
включает мышление, речевое общение и поведение (понимая здесь под словом
"поведение" его действия за вычетом мышления и речевого общения).
Этой триаде в свою очередь соответствует триада качеств языка: интегрировать и
синтезировать опыт, воплощать мысль, осуществлять общение. Члены каждой из этих
триад находятся во взаимозависимости между собой, т.е. каждый носит следы
прямых воздействий со стороны других членов. Проблема антропогенеза
безжалостно требует указать, что первичнее в этой триаде компонентов,
составляющих деятельность современного человека. По первенству, отдаваемому
одному из трех, можно в известном смысле разделить направления научной мысли в
"вопросе всех вопросов" – происхождения человека, его отщепления от
мира животных. |
||