Древние Боги
|
||
Подчас кажется, что во
избежание односторонности следует включить речь в более широкий спектр
факторов, детерминирующих в генезисе всю специфически человеческую
деятельность. И все же невозможно согласиться с попытками в таком духе
переосмыслить могучую мысль А. Баллона со стороны его ученика Р. Заззо,
поддержанными у нас Л. И. Анцыферовой. Баллон писал, что годовалый ребенок не
может соперничать с обезьяной, так как в практическом интеллекте обезьяны
гораздо больше моторной ловкости, чем у него. Опыты дали возможность проследить
за развитием интеллекта у ребенка до 14 – 15 лет. В промежутке между обезьяной
и этим ребенком происходит резкое изменение уровня, а именно когда ребенок
начинает говорить. Однако в начале это изменение не во всем в пользу ребенка.
Если Баллон видел дисконтинуитет, поистине катастрофу между доречевым и речевым
возрастом ребенка, то Заззо усматривает социальность ребенка от момента его
рождения, даже в утробном периоде. По Заззо, "отношение с другими"
новорожденного является не просто физиологическим, а в принципе тем же самым,
которое и позже, изменяясь, будет изменять и развивать психику ребенка. По
оценке Л. И. Анцыферовой, эти положения Заззо нацеливают психологов на
разработку недостаточно доселе привлекавшей их проблемы доречевых форм общения
ребенка со взрослыми, которые, якобы обогащаясь и совершенствуясь, продолжают
сохранять свое значение на протяжении всей жизни. Это стирание решающей грани
между речевой и доречевой детерминацией жизнедеятельности представляется мне
шагом назад не только от Валлона и Выготского, но даже от Жанэ, Дюркгейма,
Блонделя или Гальбвакса. Эти последние психологи с большей или меньшей
последовательностью говорили о социальной детерминированности, т.е.
детерминированности человеческим общением психики индивида: анализа и синтеза в
восприятии, мышления, памяти, воли, эмоций. Если Дюркгейм говорит, что это
всеопределяющее общение людей непременно совершается через посредство
некоторого материального звена – речевого или мимического движения, то Л. И.
Анцыферова противопоставляет ему крайне неясное "но": "Но
общение людей в трудовой, созидательной деятельности, – пишет она, –
опосредствованность обществом отношения человека к природе, социальная природа
самой практической деятельности человека – все это остается за пределами
анализа Дюркгейма". "Все это" как раз никак нельзя
противопоставить речевому механизму общения, ибо "все это"
осуществляется через речь. Есть физиологи и
представители других дисциплин, утверждающие, что сложнейшим и важнейшим
объектом современной науки является индивидуальный мозг, в том числе
рассмотренный в его развитии от низших животных до мозга человека.
Действительно, последний характеризуется не только цифрой "10 – 15
миллиардов нервных клеток", не только глубокой сложностью каждой из них,
не только их специализацией и системами, но и необозримо многообразными связями
между ними внутри целого мозга. И все-таки, что до человеческого мозга, то его
действие в каждый данный момент определяется не одной величиной этих внутренних
взаимосвязей. Нет, здесь недостаточно работу отдельной нервной клетки возвести
в огромную n-ную степень, но в отличие от животных и работа каждой такой
системы, т.е. мозга, должна быть возведена в не менее огромную n-ную степень,
будучи помножена на работу предшествовавших и окружающих человеческих мозгов.
Эта связь между мозгами осуществлялась и осуществляется только второй
сигнальной системой – речевым общением. Может показаться, что есть и иные
каналы психической связи между людьми кроме речи и мимики. Это прежде всего
аппарат автоматической имитации действий и звуков. Этот аппарат отнюдь не
специфичен для человека, мало того, если у человека он ярко выражен в раннем
онтогенезе (и подчас в патологии), то как раз развитие речи сопровождается его
торможением и редуцированием, так что в основном он уступает место
сознательному выбору объекта для подражания. Далее, психологам подчас кажется,
что школой социализации человека в онтогенезе служит уже само употребление
предметов, изготовленных другими людьми и подсказывающих своей структурой, как
ими орудовать. Указывают, что колыбель, соска, пеленки, искусственное освещение
– все это вовлекает ребенка в человеческий мир, научая его действиям с этими
продуктами чужого сознания, чужого труда. Однако идея о таком канале социализации
иллюзорна. Ведь домашние животные или даже пчелы осваивают пользование
предметами человеческого изготовления и употребления, тем более созданные для
них кормушки, ходы, лазы, ничуть не делаясь от этого социальными. |
||