Древние Боги
|
||
Это справедливо и для
тревожного крика – он неотторжим от опасности, как справедливо и для любого
другого птичьего или звериного сигнала. Если вожак стада горных козлов
вскакивает и издает блеяние при запахе или виде подкрадывающегося снежного
барса – этот крик есть признак подкрадывающегося к стаду барса, оказавшегося в
поле рецепции. Большинство современных
семиотиков, по крайней мере те, кто знаком с физиологией и этологией,
определяют семиотику как науку о человеческих – только человеческих – знаках и
знаковых системах. Если резюмировать суть этой грани, отделяющей человеческую
коммуникативную систему от животных, сверх той формулировки, которая дана выше,
ее описательно можно выразить в немногих признаках, вернее, в одном комплексе
признаков, вытекающих друг из друга. Неверной оказалась
характеристика знака как такого материального явления (предмета, действия),
природа которого не зависит необходимым образом от природы обозначаемого им
явления; между которым и обозначаемым явлением может не быть никакой причинной
связи; который может также не иметь никакого сходства с обозначаемым явлением.
Верной для знаков первой степени, основных знаков естественных языков оказалась
иная формулировка: вместо "не зависит необходимым образом" надо
сказать "необходимым образом не зависит";. вместо "может не быть
никакой причинной связи" надо – "не может быть никакой причинной
связи"; вместо "может не иметь никакого сходства", надо –
"не может иметь никакого сходства". Это значит, что между знаком и
обозначаемым в архетипе нет, не может быть никакой иной связи, кроме знаковой;
всякая иная связь исключается, и это-то и конституирует знаковую функцию. Иначе
между знаками не было бы свободной обмениваемости. В этом смысле знаки могут
быть только "искусственными" – их материальные свойства не
порождаются материальными свойствами обозначаемых объектов (денотатов). Их
характеризуют также словами "немотивированные",
"произвольные". Это не просто отрицающие нечто определения, как может
показаться на первый взгляд: отсутствие всякой мотивированности (причинной
связи между знаком и денотатом) есть железный принцип отбора годных знаков.
Обнаружение же какой-либо. иной функциональной связи между ними, кроме знаковой
функции, в строгом смысле делает их "браком". Знаковая функция в
исходной форме и есть образование связи между двумя материальными явлениями, не
имеющими между собой абсолютно никакой иной связи. Поэтому слово
"произвольные" мало выражает суть дела: "произвол в выборе"
знакового материала настолько обуздан этим императивом, что остается лишь
"произвол в выборе" среди остающегося материала. Правда, в истории
языкознания с давних времен до наших дней снова и снова возникают гипотезы о
звукоподражательном происхождении слов или, шире, о какой-либо мотивированности
звучания знака (акустико-артикуляционных признаков речевого знака) свойствами
предмета или значения. Современные психолингвисты называют это проблемой
"звукового символизма". Что касается звукоподражательных слов, то в
глазах теоретического языкознания это лишь иллюзия, которая часто рассеивается
при сравнении такого слова с его исходными, древними формами, а также с
параллельными по смыслу словами в других языках. Новейшие количественные методы
тоже не дают надежных подтверждающих результатов. Если какие-либо из основных
языковых знаков и содержат случайное сходство с обозначаемым предметом, это
должно быть отброшено; только ребенок может забавляться тем, что буква Д похожа
на домик. Звучание слов человеческой речи мотивировано тем, что оно не должно
быть созвучно или причастно обозначаемым действиям, звукам, вещам.) |
||