Древние Боги
|
||
Следовательно, эти знаки
могут быть определены как нечто противоположное признакам, симптомам,
показателям, естественным сигналам. Отсюда ясно, что то и другое не может быть
объединено никаким общим понятием. Нет формального единства, раз одно является
обратным другому. Но между тем и другим существует отношение исхода, генеза:
чтобы понять природу человеческих речевых знаков, надо знать противоположную
природу реакций у животных. Однако здесь логически немыслима схема постепенного
перехода одного в другое, какую рисует, например, Л. О. Резников.
"...Определение знака как бросающегося в глаза признака, сделанного
представителем предмета, с генетической точки зрения является правильным.
Имеются основания предполагать, что первоначально функция знаков действительно
выполнялась признаками: значение признака как свойства предмета, его внешнего
проявления, вызываемого им действия и т.п., с одной стороны, и его значение как
знака предмета – с другой, не были расчленены, они сливались. Но затем значение
признака как знака выделилось. Стало ясно (? – Б. П.), что обозначающая функция
может осуществляться некоторым явлением и в том случае, когда это явление не
связано естественной связью с обозначаемым предметом. Функция знака обособилась
от всех внешних проявлений предмета и была перенесена на другие предметы
(явления), лишь условно связанные с обозначаемыми предметами. Таким образом,
сделался возможным переход к созданию и использованию искусственных условных
знаков, прежде всего языковых". Эта генетическая реконструкция,
несомненно, полностью противоречит истине. Ведь ту же идею можно пересказать
так: некогда для обозначения предметов служили верные признаки, а потом отбор
сохранил для этой функции только (допустим, преимущественно) неверные признаки.
Тут делается логическая ошибка: попытка взять за одну скобку два понятия,
определяемые противоположностью друг другу. Истинна другая генетическая схема:
языковые знаки появились как антитеза, как отрицание рефлекторных (условных и
безусловных) раздражителей – признаков, показателей, симптомов, сигналов. Итак, человеческие
языковые знаки в своей основе определяются как антагонисты тем, какие
воспринимаются или подаются любым животным. Как это возникло, как
физиологически объяснить происхождение человеческих антиживотных знаков – тема
дальнейшая. Пока будем исходить из данного решающего отличия. Из него
проистекает некоторое количество следствий, дающих более комплексную и
очевидную картину. 1. Раз знак
принципиально отторжим от обозначаемого предмета, у человека должны иметься
способы искусственно их связывать. К их числу относится указательный жест.
Некоторые зоопсихологи утверждали, что они наблюдали указательный жест у
обезьян. Это – следствие недоговоренности о том, что понимается под
указательным жестом: животное может тянуться к недостижимому предмету, тщетно
пытаться схватить его, фиксировать его взглядом и т. п. – все это вовсе не то
же, что свойственное человеку указательное движение. Последнее есть действие
неприкосновения; суть его в том, что между концом вытянутого пальца и предметом
должна оставаться дистанция – прямая линия, безразлично какой длины. В этом
смысле указательный жест весьма выразительно отличает человека. Его суть:
"трогать нельзя, невозможно ". Другой его вариант – указание
движением головы и глаз; и это опять-таки минимальное начало некоей незримой
линии к предмету. В такой ситуации словесный знак соотнесен с предметом,
предназначен именно ему, но посредством исключения контакта с ним. |
||