Древние Боги
|
||
Абульханова-Славская
заканчивает словами: "Проведенное разграничение психического и
деятельности (как деятельности индивида самого по себе. – Б.П.) направлено лишь
против плоского понимания психического как некоего механизма, непосредственно
обеспечивающего приспособление к условиям, к объекту. Отношение психического к
миру, к объекту опосредствовано отношением к человеку". В этих высказываниях
сильна критическая сторона, остро разящая ту часть психологов, которые склонны
фетишизировать "деятельность" субъекта как первичное звено в
построении системы психологии и попадают в плен философии "обособленного
одиночки" (Маркс), как и археологов и антропологов, склонных в том же духе
упрощенно разговаривать о психологии. Но к сожалению, в ней почти нет
конструктивной, позитивной стороны: кроме ко многому обязывающих слов
"коммуникативная связь", "общение", мы так и не получаем их
научно-психологической расшифровки. А ведь ответ стоит буквально у порога. Мы уже приводили выше
основополагающие мысли Маркса о природе человеческого труда (который является
доминирующей и профилирующей формой человеческой деятельности вообще) в его
отличии от животнообразного инстинктивного, лишь внешне похожего на труд
поведения паука или пчелы, как и всякого другого вида животных, изготовляющих и
использующих искусственные предметы как посредников между собой и природной
средой. Нужно совсем не понимать метод цитирования, применяемый Марксом в "Капитале",
чтобы принять приведенный им поверхностный афоризм Франклина "человек есть
животное, изготовляющее орудие", это характерное порождение плоского
практицизма "века янки", за выражение мысли самого Маркса. В известном
смысле труд создал самого человека, сказал Энгельс. Да, он создал человека в
той мере, в какой из инстинктивной работы животного превращался в подчиняемый
цели труд человека. Ключевым явлением человеческого труда выступает подчинение
воли работающего, как закону, определенной сознательной цели. На языке
современной психологии это может быть экстероинструкция (команда) или
аутоинструкция (намерение, замысел). Но антропологи, к сожалению, не пошли по
пути углубленного психофизиологического анализа идеи, оставленной им Марксом, а
переадресовали археологам решение своего основного вопроса – о происхождении
психики человека из физиологии поведения животного. Вместо разработки коренных
психофизиологических проблем соотношения начальных форм речи с трансформацией
обезьянолюдей (троглодитид) в людей стали к материальным следам последних, т.е.
ископаемых предков людей, механически прилагать аналогии с психологией
деятельности собственно человека, современного человека. Но до недавнего времени
антропология и не могла бы заняться этим действительным отличием человеческого
труда, т.е. речевой основой последнего, так как со стороны психологии речи не
было достаточно продвинуто описываемое нами здесь направление исследований, а
со стороны науки о человеческом мозге недоставало знания функций тех областей
коры, которые составляют специальное достояние только и исключительно Homo
sapiens, как недоставало (для сопоставлений) и знания морфологии мозга у
семейства троглодитид, т.е. эволюции макроструктуры их мозга, в частности коры.
|
||