Древние Боги
|
||
Что касается новейших успехов
психологии речи, то мы можем теперь обобщить сказанное выше: вполне выявилась
перспектива показать управляющую функцию второй сигнальной системы,
человеческих речевых знаков как в низших психических функциях, в том числе в
работе органов чувств, в рецепции, в восприятии, так и в высших психических
процессах и, наконец, в сфере действий, деятельности. Оправдан прогноз, что
мало-помалу с дальнейшими успехами науки за скобкой не останется ничего из
человеческой психики и почти ничего из физиологических процессов у человека. Классические опыты К. И
Платонова, А. О. Долина и других доказали, что слово в гипнозе может
воздействовать на изменения состава крови и другие биохимические сдвиги в
организме, а посредством установления условнорефлекторных связей словом можно
воздействовать чуть ли не на любые физиологические процессы – не только на те,
которые прямо могут быть вербализованы (обозначены словом), но и на все, с
которыми можно к словесному воздействию подключить цепную косвенную связь, хоть
они прямо и не осознаны, не обозначены своим именем. В принципе слово властно
над почти всеми реакциями организма, пусть мы еще не всегда умеем это
проследить. Это верно в отношении и самых "духовных" и самых
"материальных" актов. "....Анализ образования условных рефлексов
у человека, механизмов двигательных реакций, особенностей ЭЭГ и характеристик
чувствительности анализаторных систем показывает, что решительно все стороны
мозговой деятельности человека пронизаны вмешательством второсигнальных
управляющих импульсов". Некоторые зарубежные
авторы настойчиво развивают идею так называемой ретардации – врожденного
недоразвития у человека системы наследственных инстинктов как его отличительную
черту, объясняющую его отщепление от мира животных. Якобы отсутствие у человека
точных инстинктивных реакций на определенные ситуации, присущее его природе,
как раз и позволило ему выйти из-под жесткой биологической детерминированности,
предопределенности реакций на среду, которая властвует над остальными
животными. Человек якобы сначала обрел свободу от предопределенных реакций, а
затем уже заменил их реакциями словесно и социально детерминированными. По
словам антрополога Э. Монтегю, "в процессе очеловечения значение
инстинктивных импульсов постепенно отмирало и человек утратил почти все свои
инстинкты. Из немногих оставшихся можно назвать автоматическую реакцию на
внезапный шум и на неожиданное исчезновение опоры; в остальном у человека нет
инстинктов". Вероятно, этот непомерно короткий список уцелевших
инстинктивных (безусловнорефлекторных) ответов у человека и должен быть кое-чем
пополнен. Вероятно, с другой стороны, можно точнее перечислить генетически
утраченные им этологически важные инстинкты, в том числе относящиеся к стадному
поведению и половому отбору. Но верно в приведенных словах, что в общем и целом
инстинкты уничтожены "в процессе очеловечения", однако акцент надо
было сделать на вопросе: что же их разломало, какой молот смял их при
рассматриваемом сравнительно быстром переходе от палеоантропа к неоантропу? Тем
новым регулятором, который снова и снова отменял, тормозил, аннигилировал
веления наследственных инстинктов, была вторая сигнальная система – речевое
взаимодействие людей. |
||