Древние Боги
|
||
Когда эту потенциальную
возможность защищают как чуть ли не краеугольный камень современного научного
мышления, возникает встречный вопрос: а зачем нужно было бы воспроизвести
человека или его мозг, даже если бы это было осуществимо? Машины до сих пор не
воспроизводили какой-нибудь функции или органа человека, а грандиозно усиливали
и трансформировали: ковш экскаватора не воспроизводит нашу горсть, он скорее ее
преодолевает. Допустим, что сложнейшие функции нашего мозга, в том числе
творчество, удалось расчленить на самые простые элементы, а каждый из них таким
же образом усилить и преобразовать с помощью машины – перед нами всего лишь
множество высокоспециальных машин. Допустим, они интегрированы в единую систему
– легко видеть, что это будет нечто бесконечно далекое от человека. Нет, его мечтают
искусственно воспроизвести (хотя бы в теории) не с практической, а с негативной
философской целью: окончательно убрать из формирующейся
"кибернетизированной" системы науки эту помеху. Конечно, тут
примешивается своего рода упоение новой техникой, как средневековые алхимики
гонялись за гомункулюсом, синтезированным в реторте, как механики XVIII в.
трудились над пружинно-шарнирным человеком, как инженеры XIX в. – над паровым
человеком. Но главное – победа над тайной человека. Раз человека можно
разобрать и собрать – значит тайны нет. Однако материализм без идеи развития
мог быть в XVIII в. Ныне материализм без идеи развития – это не материализм. Достаточно спросить: а
какого человека вы намерены собрать – человека какой эпохи, какой страны,
какого класса, какого психического и идейного состояния? Люди во времени не
одинаковы, все в них глубоко менялось, кроме анатомии и физиологии вида Homo
sapiens. А до появления этого вида предковый вид имел другую анатомию и
физиологию, в частности, головного мозга. Как видим, наследие
"ветхого" XIX века – перед серьезным испытанием. Идея развития лежала
в основе и дарвинизма, и марксизма. Речь идет не просто о том, чтобы отстаивать
эти великие научные теории, родившиеся сто лет назад. Надо испытать силы в
дальнейших конструктивных битвах за идею развития. Иначе говоря, за
триумфальное возвращение времени в систему наук. Как этого достичь? Не
иначе как через дальнейшее изучение человека. * * *
Необходимо сказать и
несколько слов pro domo sua. Многие годы я слышу кастовые упреки: зачем
занимаюсь этим кругом вопросов, когда моя прямая специальность – история Европы
XVII – XVIII вв. Пользуюсь случаем исправить недоразумение: наука о начале
человеческой истории, и в первую очередь палеопсихология, является моей
основной специальностью. Если в дополнение к ней я в жизни немало занимался
историей, а также и философией, и социологией, и политической экономией, это
ничуть не дискредитирует меня в указанной главной области моих исследований. Но
вопросы доистории встают передо мной в тех аспектах, в каких не изучают их мои
коллеги смежных специальностей. |
||