Древние Боги
|
||
Агенетизм отвечает не
только определенным представлениям о том или ином предмете, но и определенным
физическим и философским представлениям о времени. Предметы могут оставаться
тождественными себе в любой точке на шкале времени, поскольку время
рассматривается как безразличное и внешнее по отношению к ним. Агенетизму соответствует
тенденция отвлечься от субстратов, т.е. считать их взаимозаменимыми, и
сравнивать между собой предметы самых различных уровней эволюции по
формализованным схемам их функционирования. В самом деле, ведь их субстраты –
это материализованное их происхождение, это их принадлежность к специфической
эпохе развития материи. Война со временем породила схему "черного
ящика": мы знаем и хотим знать только ту "информацию", которая
вошла или введена в устройство, не знаем и не хотим знать, что с ней в этом как
бы наглухо запечатанном устройстве происходило, ибо это как раз совершенно
разнообразно в зависимости от его материальной природы, наконец, знаем и хотим
знать, что в результате такой переработки вышло наружу. Нас не интересует ящик,
нас интересует лишь то, что творится у его входа и выхода. Поэтому возможно его
моделирование: изготовление его из любого другого материала, по другим
внутренним схемам или – в абстракции – без всякого субстрата, лишь с
сохранением характеристик входа и выхода. Тем самым возможно и его формальное,
т.е. чисто математическое моделирование. А затем эти умственные операции
проходят проверку практикой – превращаются в новые небывалые технические
устройства, сплошь и рядом высокоэффективные. Вместе с этими
утилитарными и теоретическими выигрышами от игнорирования времени (эволюции)
затухает в науке значение понятий "низшее" и "высшее", даже
в казавшемся нехитрым значении "простое" и "сложное".
Главное теперь не ряд от низшего к высшему, от простого к сложному, а то общее,
что может обнаружиться на всех его ступенях, – это ряд одного и того же. От
понятия "сложность" остается лишь умножение пли возведение в степень:
например, "машины, создающие другие машины". Что касается человека,
то как явление, наиболее жестко связанное со временем, т.е. с изменением и
развитием во времени, он подвергся наибольшему опустошению. В буржуазной науке
возрождаются самые упрощенные мнения. Старый взгляд церкви, что сущность и
природа человека не могут измениться со времени его сотворения и грехопадения
впредь до страшного суда, некритически бытовавший еще и у прогрессивных
историков и философов XVIII в., погиб было, но распространился в новых
облачениях, в том числе даже в толковании некоторых генетиков. Нетрудно
усмотреть, что оборотной стороной всех концепций о множественности синхронных
или не имеющих необходимой последовательности культур, цивилизаций,
общественных типов является этот дряхлый религиозный постулат об одинаковости
их носителя -человека; ведь снимается вопрос о его изменениях, превращениях. Это делает логически
возможным и переход к представлениям о принципиальной одинаковости человека, с
одной стороны, с машинами, с другой – с животными. Правда, на деле нет такого
животного и такой машины. Но ведь их можно вообразить! Вообразили же о тех же
дельфинах, что во всем существенном, в том числе и в речевой деятельности, они
принципиально подобны людям. Тем более возможно вообразить машину,
функционирующую во всех отношениях как человек, и эта машина действительно
неустранимо живет в воображении современников. К тому две мыслительные
предпосылки: во-первых, наш мозг широко уподобляют сложнейшей счетно-логической
машине, а электронно-вычислительные устройства – человеческому мозгу.
Во-вторых, универсальный характер приобрела идея моделирования: все на свете
можно моделировать как абстрактно, так и материально (т.е., создать, будь то из
другого, будь то из аналогичного материала, точное функциональное подобие);
следовательно, в идеале можно смоделировать и искусственно воспроизвести также
человека. |
||