Древние Боги
|
||
С другой стороны, есть и
такие объективные психологические факты, как мгновенное "интуитивное"
схватывание (инсайт), минующее и мышление, и речь, или автоматизация какого-либо
действия, когда оно в конце концов протекает явно вне соучастия второй
сигнальной системы, вполне машинально; таковы, между прочим, многие трудовые
действия. Никакой "панлингвизм" не может и не станет оспаривать и
исключать их. Речь в совокупности свойств и отправлений человеческой психики
выступит, несомненно, в качестве не отмычки, но ключа к замку, распахивающему
единственные ворота в крепость. В частности, все явления автоматизации
действий, может быть, удастся свести к передаче навыков, первоначально
выработанных через посредство левого (в норме), доминантного полушария, где
локализована речевая функция, в правое, субдоминантное. Последнее, оказывается,
сохраняет не только ставшие машинальными действия, но и затверженные, т.е.
ставшие автоматическими речения и целые зазубренные стихотворения, когда левое
доминантное полушарие даже вовсе выбыло из строя вследствие тех пли иных
органических поражений. В человеке происходит постоянная смена автоматизации и
деавтоматизации, перемена сознательно-словесной мотивации действий на
неосознаваемые, машинальные и обратно, что, видимо, в не малой мере связано со
взаимными отношениями в работе двух полушарий. Но проблемы асимметрии
работы полушарий мы здесь не можем коснуться. Это очень обширная тема,
привлекавшая и привлекающая большое внимание ученых, в том числе исследователей
речи, как и ее патологических нарушений (Лурия, Блинков, Ананьев, Пенфильд и
многие другие). Наконец, сказанному выше
могут противопоставить мысль Энгельса, что анализ происхождения человека
правильно начинать не с головы (что является отражением такого общественного
устройства, где одни командуют, другие лишь исполняют), а от руки и процесса ее
постепенного "освобождения" на пути от обезьяны к человеку, в ходе
овладения все более сложными движениями и действиями. Философский смысл этой
идеи Энгельса ясен: под "головой" он подразумевает дух, мысль. Но,
по-видимому, в наши дни не будет нарушением материалистического замысла
Энгельса, если акцент будет снова перенесен на "голову", но не в смысле
духа, а в смысле мозга как органа, вне которого в глазах современной науки не
может быть никаких управляемых действий ни руки, ни других частей тела. Рука
хоть и эволюционировала морфологически на пути от обезьяны к человеку, все же
не слишком сильно, и уж совсем ограниченно – от палеоантропа к неоантропу. Если
она стала, по выражению Энгельса, "свободной", то в смысле более
функциональном, чем морфологическом. Из чего по современным воззрениям
складывается понятие "рука"? Из кисти, предплечья, плеча и их
сочленений? Нет, рука идет значительно дальше. К примеру, человек с
ампутированной рукой продолжает отчетливо чувствовать все ее звенья и как бы
управлять ею. Это не просто иллюзия. Вспомним о протезах, управляемых
биопотенциалами. Рука продолжается в нервах, ведущих в спинной мозг и от него.
Она продолжается в нервах, ведущих в головной мозг и от него. На прецентральной
извилине коры головного мозга имеется "представительство" или
проекция всех частей тела, управление движениями которых осуществляется оттуда,
и рука, особенно пальцы, занимают видное место в этом как бы скрытом в мозге
моторном "человечке"; точно так же в постцентральной извилине имеется
"представительство" или проекция всех сенсорных, чувствительных
частей и органов тела, и опять-таки рука здесь занимает существенное место. В
свете этих фактов уже невозможно понимать под "рукой" только
анатомический член от пальцев до плечевого сустава. От такого развития мысль
Энгельса нимало не пострадает. Не исказим мы ее и если напомним, что премоторный
отдел, где находится проекция руки, непосредственно примыкает к
префронтальному, управляющему выполнением всех сложных программ действий и тех
речевых инструкций, которым подчинено поведение человека в труде. |
||