Древние Боги
|
||
V. Речь и реакция на нее
Полученная оценка широкой
роли речи не означает, что речь мы будем понимать в тривиальном смысле.
Напротив, встречная работа психолингвистики должна состоять в пересмотре и
новом анализе самого феномена речи. Поразившая в свое время
умы идея Сепира-Уорфа, восходящая в какой-то мере к В. Гумбольдту и имеющая
сейчас уже длинную историю дискуссий и обсуждений, состояла в том, что язык
навязывает человеку нормы познания, мышления и социального поведения: мы можем
познать, понять и совершить только то, что заложено в нашем языке. Прав В. А.
Звегинцев, что по существу эта гипотеза пока еще и не Опровергнута и не
отброшена. "С ней не разделаешься, -продолжает он, – простой наклейкой на
нее ярлыка, что она "ложная" или "идеалистическая"". И
В.А.Звегинцев по-своему преобразовал эту идею: "Лингвисты, пожалуй, даже
несколько неожиданно для себя обнаружили, что они фактически еще не сделали
нужных выводов из того обстоятельства, что человек работает, действует, думает,
творит, живет, будучи погружен в содержательный (или значимый) мир языка, что
язык в указанном его аспекте, по сути говоря, представляет собой питательную
среду самого существования человека и что язык уж во всяком случае является
непременным участником всех тех психических параметров, из которых складывается
сознательное и даже бессознательное поведение человека". Одна крайность – думать,
что язык представляет собой некую полупрозрачную или даже вовсе непрозрачную
среду, которой окружен человек и которую мы не замечаем, полагая, что
непосредственно общаемся с окружающим миром; противоположная крайность –
представления классического сенсуализма, что индивид с помощью своих органов
чувств и ощущений общается с миром, познает его и воздействует на него без
всякой опосредствующей среды. Этот сенсуалистический Робинзон завел философию в
тупик. Поэтому новейшая идеалистическая философская мысль пытается отбросить
"ощущение" и погрузиться в спекуляции о "языке". Материалистическая
философия рассматривает "субъект" (как полюс теории познания) в его
материальном бытии как существо телесное, чувственно общающееся с внешним
миром, и как существо социальное, глубоко насыщенное опытом других людей и
отношениями с ними. Наконец, диалектический материализм историчен по своему
методу. И это последнее обстоятельство особенно важно для разрешения указанных
лингвистических споров. Если бы даже в какой-то отдаленный момент человек был
отделен от объективного мира совершенно непрозрачной языковой средой, мы
обязаны были бы сразу внести в эту умозрительную картину динамику: непрозрачная
среда становится все более прозрачной, на полпути она уже полупрозрачна, чтобы
в некоей предельной перспективе стать вовсе прозрачной; ведь нельзя брать язык
в его неподвижности, а человека в его бездеятельности по отношению к объектам,
если же поправить обе эти ошибки, мы получим указанную уже не статическую, а
динамическую схему. Да и в самом деле, чем глубже в прошлое, тем более
словесная оболочка негибка и неадекватна подлинной природе вещей, развитие же
технической практики и научного знания энергично разминает ее, делая из хозяина
слугой человека. |
||