Древние Боги
|
||
"Когда я ступил на первую перекладину лестницы, - вспоминает Томпсон, - парни, которые обслуживали помпу, по очереди подходили ко мне и с мрачной миной пожимали мне руку. Нетрудно было угадать их мысли: они прощались со мной навсегда, не веря, что я вернусь живым. Отпустив лестницу, я погрузился, как мешок, наполненный свинцом, оставляя за собой цепочку серебристых пузырьков. Свет стал сначала желтым, потом зеленым, нако- нец, пурпурно-черным, и вот я очутился в кромешной тьме. Уши пронзила острая боль - возрастало давление... ...Приятно было думать, что я - единственный человек в мире, который посетит это место живым и живым его покинет. Рядом со мной появился водолаз-грек, мы пожали друг другу руки. Наши рабочие верят, что в черных глубинах "священного озера" живут гигантские змеи и чудовища. Водолаз-грек и я как-то раз настолько увлеклись работой, собирая памятники древности, что забыли об обычной осторожности. Результаты поисков были сенсационными и полностью подтвердили предание о том, что майя бросали в озеро девушек. На поверхность извлекли тысячи разнообразных предметов: бусы, браслеты, чащи и статуэтки идолов, сделанные из яшмы, золотые щиты с сюжетным барельефом, ножи и прекрасно отполированные зеркала из обсидиана, но главное - черепа молодых женщин". Теперь история майя стала приоткрывать свои тайны. В 1947 году археологическая экспедиция, проводя исследования в мексиканских штатах Чиапас и Бонампак, открыла 11 храмов, относящихся к первым векам нашей эры. На стенах виднелись изображения воинов, жрецов и королей, нарисованные желтыми, красными, коричневыми, зелеными и голубыми красками. Характерной деталью сооружений майя является то, что их возводили на искусственных платформах из камня в форме пирамиды с усеченной вер- шиной. Стены храмов и дворцов, как правило, очень толстые, облицовывались каменными плитами с резьбой. Внутрь зданий вели необычайно узкие и низкие входы, а своды комнат имели вид удлиненных остроконечных арок, характерных лишь для архитектуры майя. И вообще эти здания производили бы впечатление приземистых крепостей, если бы не сюжетные барельефы, украшавшие их стены сверху донизу. На них изображены головы людей и животных, страшные змеи и идолы, напоминавшие химер средневековых соборов, будто выхваченных из бредового сна, но стиль барельефов отличается выразительностью и точностью рисунка. Среди руин встречаются здания с такими маленькими входами и комнатами, словно их построили для пигмеев. Наиболее известен так называемый Дом Карликов. Правдоподобно предположение, что майя строили эти дома для духов или даже для каких-то мифических существ, которым они желали дать приют. Город майя Чичен-Ица превосходил все другие города пышностью архитектуры, богатством скульптур, красотой цветных фресок, но главное - своими размерами: ,он занимал свыше 3,5 квадратных километров. Приблизительно в центре города возвышается, касаясь облаков, громадное круглое сооружение. |
||