Какими
свидетельствами мы сегодня располагаем в пользу путешествия принца Мадога? Был
ли прав Стивене, отрицая само существование этого благородного отпрыска королевского
рода из Уэльса? Мы должны признать, что любое историческое событие, впервые
упомянутое через 400 лет после того, как оно предположительно имело место,
нужно рассматривать с определенным скептицизмом. Источниками, на которые
ссылались Джон Ди, и Ллойд, и Поуэл, были Гутин Овейн, поэт, писавший примерно
с 1470 по 1500 г.,
и летописец Карадок из Лланкарфана, современник Мадога. К сожалению, в наши
дни, как и во времена Стивенса, в известных трудах обоих этих авторов нет
никаких упоминаний о Мадоге. Гвин Уильяме, профессор истории в Кардиффском
университете и автор главного научного труда о принце Мадоге на сегодняшний
день (1979), воздал хвалу Стивенсу как «одному из самых грозных критиков в
истории Уэльса (да и любой другой страны). Его работа о Мадоге может служить
начинающим историкам образцом абсолютно сокрушительной исторической критики».
Однако негативные свидетельства подобного рода не могут считаться абсолютно
убедительными, так как фрагменты валлийских средневековых летописей,
сохранившихся до наших дней, представляют собой лишь ничтожно малую часть того,
что существовало когда-то.
Раскинув свои сети шире, чем это было возможно в хрониках и
биографиях Стивенса, Уильяме смог обнаружить следы мореплавателя Мадога в
довольно далеком прошлом. Валлийский поэт Маредудд ап Рис, писавший около 1440
года, славит «Мадога отважного», сына Овейна Гвинеддского, и даже утверждает,
что «буду я Мадогом для своей эпохи, ибо моя страсть к морю равна его страсти».
По заключению Уильямса, в XV веке существовала литературная традиция, связанная
с именем Мадога-мореплавателя.
Как ни странно, в поисках более ранних сведений о Мадоге нам
приходится обратить взор за пределы Уэльса – на континентальную Европу. Люди из
Фландрии в нынешней Голландии, известные как Флеминги, начали селиться в Южном
Уэльсе еще в XII веке; по-видимому, они послужили своеобразным каналом связи,
через который истории о Мадоге проникли в Европу. Писатели Флемингов были
авторами первых популярных книг, наиболее знаменитой из которых является средневековая
сатира «Рейнард-лис». Автором «Рейнарда-лиса» был некий Биллем, возможно
священник, живший в начале XIII века. В начале этого сочинения он представляет
себя как автора другого литературного труда под названием «Мадог». Ни одного
экземпляра этого труда не сохранилось, поэтому невозможно узнать, шла ли речь о
том самом Мадоге. Однако у нас есть дополнительное свидетельство из Франции. В
одном из французских рыцарских романов Мадог – знатный вельможа из Уэльса, чей
дед был «наполовину викингом», который впоследствии стал знаменитым
мореплавателем. Мадог посещает французский двор, ищет эликсир вечной молодости,
использует остров Или в качестве своей базы и в конце концов находит рай на
острове, полном солнечного света, который он колонизирует вместе со своими
последователями.
Несмотря на романтические фантазии, которыми изобилует эта
история, Уильяме отмечает некоторые любопытные намеки, особенно связь с
викингами. Из биографии Груфидда ап Кинана, отца Овейна Гвинеддского,
составленной его современниками, мы знаем, что он имел прочные связи с
викингами и набирал наемников из их числа в свое войско, чтобы изгнать
норманнов с острова Англси, который стал центром его королевства. Остров Или,
твердыня Мадога в рыцарском романе, дает другой ключ к разгадке головоломки.
Это старинное название острова Ланди неподалеку от южного побережья Уэльса –
базы анонимного валлийского пирата, совершавшего налеты на западное побережье
Британии в период с 1139 по 1148
г., согласно одной из скандинавских саг. Эти проблески
связи между викингами и валлийцами в XII веке до некоторой степени придают
правдоподобность истории путешествия Мадога в Новый Свет, так как викинги уже
достигли Ньюфаундленда за 100 лет до этого (см. «Викинги в Америке» в этом
разделе).
С тех пор как был опубликован труд Уильямса, археологи
подтвердили достоверность связей между викингами и валлийцами. Одна из
резиденций Овейна Гвинеддского в Росире на острове Англси недавно была откопана
из-под песка, скрывавшего ее в течение столетий. Археолог Дэвид Лонгли
усматривает в стиле домов в Росире сильное влияние викингов, что вполне
оправданно, если он был основан Груфиддом ап Кинаном, который высадился
поблизости вместе со своими наемниками-викингами в начале успешной кампании
против норманнов.
Какой же вердикт мы должны вынести в истории о принце Мадоге?
У нас действительно есть правдоподобные указания на известного героя рыцарских
романов, имевшего связи с викингами, но является ли он принцем Мадогом,
предположительно основавшим колонию в Америке? Хотя нет никаких современных
следов Мадога, сына Овейна Гвинеддского, всегда существует возможность (как
признает сам Уильяме), что он был одним из многочисленных детей, прижитых
Овейном вне брака. Связи викингов с островом Англси, предполагаемой семьей Мадога
и персонажем из рыцарских романов действительно предоставляют плодородную почву
для гипотез о путешествии через Атлантику. Рассказываемые викингами истории о
благословенном Винланде по ту сторону океана вполне могли вдохновить
проигравших в гражданской войне на поиски своего счастья.