В
степях нет таких мест, где захоронения с оружием принадлежали бы исключительно
женщинам. Однако в Сарматии (нынешний регион нижней Волги), которую Геродот
называл центром сохранившейся культуры амазонок, наблюдается самое высокое
процентное соотношение захоронений женщин-воительниц. Двадцать процентов могил
с оружием в Сарматии принадлежит женщинам. Наконечники стрел, колчаны, луки и
конская упряжь – вот наиболее типичные находки в этих захоронениях,
поразительным образом подтверждающие античные описания амазонок как лучниц,
скачущих верхом на лошадях. Обнаружено много других видов оружия: копья, пики,
мечи, кинжалы и камни для пращей, а также широкие пояса из металлических
пластинок, защищавшие воительниц в бою.
Профессор Рената Ролле из Гамбургского университета
нарисовала картину, воссоздающую образ жизни этих «амазонок»:
«Сравнительно
большой и разнообразный арсенал оружия указывает на мастерство в различных
боевых искусствах. Тренировки и обучение верховой езде, так необходимой для
охоты и сражений, должно быть, происходили постоянно, начиная с раннего
детства… Поездки верхом на большие расстояния составляли основную часть этих
тренировок из-за кочевого образа жизни племен, обитавших на просторах
прикаспийских степей и в регионе северного Понта. Умение обращаться с разными
видами оружия также, несомненно, требовало постоянных тренировок, начинавшихся
с детского возраста».
Некоторые
археологи с большим сомнением отнеслись к могилам «амазонок», утверждая, что
оружие могло иметь чисто ритуальное или символическое значение. Однако факты
противоречат этому. Оружие в захоронениях обычно имеет сильно поношенный вид;
так или иначе, но им пользовались. В захоронении девушки-подростка из Покровки
(в возрасте от тринадцати до четырнадцати лет) был обнаружен кинжал и колчан с
двумя десятками наконечников стрел. Изогнутые кости ног указывают на то, что
она провела большую часть своей жизни в седле, а наконечник стрелы в маленьком
мешочке, который она носила на шее, предположительно был амулетом, укреплявшим
ее мастерство в стрельбе из лука. Другие захоронения явно свидетельствуют о
том, что их владельцы при жизни были воинами. На некоторых черепах есть следы
ран, а в берцовой кости одного скелета обнаружен наконечник стрелы, засевший
глубоко внутри. Пытаться найти какое-то иное объяснение этим фактам, точно
соответствующим античным описаниям женщин-воительниц из русских степей,
означает закрывать глаза на очевидные вещи.
Амазонки на марше
Вряд
ли можно сомневаться, что прародительницы легенды об амазонках наконец-то были
обнаружены. Слишком много подробностей в описаниях античных авторов и в
археологических данных совпадает: область обитания, экономика, основанная на
скотоводстве, навыки верховой езды, выбор лука и стрел в качестве основного
оружия. Структура общества, открытого Дэвис-Кимболл и ее коллегами, не была
строго матриархальной, или «сепаратистской», как думали древние греки, но мы
без труда можем представить, каким образом эти степные кочевницы создавали
впечатление своего превосходства над мужчинами – возможно, вполне обоснованное.
Если перечитать Геродота в свете недавних археологических
открытий, складывается более или менее ясная картина. Когда древние греки
познакомились с сарматскими женщинами, они пришли к выводу о существовании
воинственного племени, состоявшего исключительно из женщин, которое
впоследствии каким-то образом смешалось со скифами. Поскольку женщины в Древней
Греции обычно не сражались в бою, необходимость в такой истории возникла для
того, чтобы объяснить, почему в южной Украине и России дела обстояли иначе.
Возможно даже, что истории о «добром старом времени», когда женщины скакали на
лошадях и сражались самостоятельно, без какой-либо помощи от мужчин,
рассказывались самими сарматскими женщинами. Как бы то ни было, однажды
зародившись, легенда об амазонках продолжала разрастаться, и этот эффект
«снежного кома» продолжал сказываться даже в эпоху Возрождения, две тысячи лет
спустя.
Первым шагом было укрепление веры в былое могущество империи
амазонок, простиравшей свою власть над Европой, Азией и Африкой. В распоряжении
греков имелись различные модели цивилизаций Ближнего Востока. Центр великой
Хеттской империи, правившей в Анатолии и северной Сирии в позднем бронзовом
веке (около 1600-1200 гг. до н. э), находился немного к югу от реки Термодон,
легендарной родины амазонок с южного побережья Черного моря (см. «Атлантида –
утраченная и вновь обретенная?» в разделе «Пропавшие земли и катастрофы»).
Одним из названий, которыми древние греки пользовались для обозначения хеттов,
было ализоны, что легко можно спутать с амазонками. Такая путаница, вероятно,
привела к идее о владычестве амазонок в Анатолии. В легендах утверждалось, что
амазонки основали Эфес и другие города на Эгейском побережье Турции; это было
невозможно для амазонок из южной России, но вполне возможно для хеттов, которые
около 1300 г.
до н. э. вторглись на побережье Эгейского моря и захватили Эфес (см. Вступление
к разделу «Глядя в небо»).
После того как амазонок спутали с хеттами, легенда начала
неудержимо разрастаться, испытывая влияние других «варварских» империй, расцвет
и падение которых наблюдали древние греки. Скифы, соседи-кочевники настоящих
амазонок, совершали набеги на территорию Ближнего Востока в конце VII в. до н.
э. и с поразительной быстротой разрушали и грабили все на своем пути, доходя
даже до Египта. В следующем веке иранские персы покорили весь Ближний Восток
вплоть до Индии; их огромная держава поглотила Египет, южную окраину России и
Балканы до границы с Грецией. Греки сдержали мощную военную машину персов в
битвах при Марафоне (490 г.
до н. а), Фермопилах и Саламине (480
г. до н. а), но ожесточенность борьбы не оставляла у них
сомнений, что азиатские орды способны покорить весь мир, если не остановить их.
Если скифы и персы могли основывать огромные, пусть и быстро распадающиеся
империи, разве это было не под силу древним амазонкам?
Поздние древнегреческие авторы немало потрудились над
историей мифической империи амазонок и превратили ее в настоящий эпос, действие
которого разворачивалось на нескольких континентах. Утвердив свое владычество в
Анатолии, амазонки якобы вторглись в Ливию (древнегреческое наименование для
всей северной Африки) и покорили ее. Дионисий, предприимчивый автор II в. до н.
э., сочинил историю о войне между амазонками и высокоцивилизованными атлантами,
основную часть которой он позаимствовал из сочинений Платона (см. «Атлантида –
утраченная и вновь обретенная?» в разделе «Пропавшие земли и катастрофы») и
переместил в северо-западную Африку, «на край океана». Амазонки выиграли эту
воображаемую войну и установили контроль над Атлантическим побережьем Африки.
Однако, согласно Дионисию, они в конце концов потерпели поражение в Азии,
разбитые в упорном бою армией скифов и других кочевников. Выжившие амазонки
отступили в Ливию, где впоследствии были истреблены Гераклом.
Тем не менее средневековые авторы отказывались верить в то,
что могучие амазонки могли быть так просто стерты с лица земли. Ходили слухи о
каких-то племенах амазонок на Дальнем Востоке, в неразведанных регионах
Азиатского континента или на уединенном острове у берегов Китая. Глядя в другом
направлении, казалось естественным предположить, что амазонки из
северо-западной Африки властвовали также над островами в Атлантическом океане и
что после уничтожения их империи они отступили туда, а потом еще дальше на
запад в поисках надежного убежища, где они могли спрятать свое золото и
восстановить былую мощь. Эта идея близка к современным легендам о приспешниках
Гитлера, основавших секретные базы нацистов в Южной Америке и Антарктиде после
уничтожения Третьего Рейха.
Поэтому, когда Колумб впервые переплыл Атлантику, он с полным
правом ожидал, что увидит следы доблестных амазонок былых времен – особенно
потому, что, по его представлениям, далекие острова в Атлантическом океане
находились где-то возле азиатского побережья. Продолжатели его дела были
обмануты той же иллюзией. Странная легенда об амазонках, распространившаяся от
степей южной России до джунглей Бразилии, продолжает существовать в
низкопробных фантастических и историко-приключенческих романах. «Чудо-Женщина»,
американская принцесса амазонок из комиксов и телевизионных сериалов, имеет
весьма почтенную родословную – не только из античных легенд, но, как это ни
забавно, из древней истории государства Российского.